Завтра исполнится десять лет с момента принятия в 1999 году Советом Безопасности ООН резолюции 1244 по Косово. Документ дал добро на размещение в сербском крае миротворческой Миссии ООН и предписал начать международные дискуссии о его окончательном статусе. Документ требовал найти решение на основе «расширенной автономии» при уважении «территориальной целостности Союзной Республики Югославия и других государств региона». Но переговоры между Белградом и Приштиной под эгидой ООН закончились провалом.
В феврале 2008 года косовские албанцы провозгласили независимость, которую сразу признали США и ведущие страны -- члены Евросоюза. Сейчас Косово считают независимым государством 60 из 192 стран -- членов ООН. Об уроках и перспективах косовского урегулирования обозревателю «Времени новостей» Петру ИСКЕНДЕРОВУ рассказал директор 4-го Европейского департамента российского МИДа 57-летний Александр АЛЕКСЕЕВ.-- В какой степени выполнены положения резолюции СБ ООН 1244 по Косово?-- Резолюция не выполнена. Ее положения очень избирательно выполнялись теми западными странами, которые должны были ее выполнять, -- с акцентом на вопросы, являвшиеся для них приоритетными. Был нарушен главный принцип любого договорно-правового документа: необходимость его выполнения в полном объеме. Резолюция 1244 стала плодом сложного компромисса, и ее положения носили пакетный характер. Отказ от этого пакета обусловил те проблемы, которые мы сегодня имеем.
-- Вы имеете в виду нарушение принципа: сначала обеспечить в Косово демократические стандарты, а уже потом решать вопрос статуса края?-- Я имею в виду очень многое. Прежде всего это зафиксированный в резолюции принцип территориальной целостности Союзной Республики Югославия (СРЮ), а теперь и Сербии как страны -- правопреемницы СРЮ. Имею в виду сохранение урегулирования в международно-правовом поле. Речь шла о том, чтобы путем переговоров определить уровень автономности сербского края Косово при сохранении целостности государства. Это главное положение не было выполнено.
-- Сторонники косовской независимости утверждают, что резолюция СБ ООН 1244, определяя Косово как часть Югославии, не препятствует независимости края, поскольку СРЮ с 2006 года не существует. Обоснована ли такая трактовка?-- Это полностью неверное заключение. Как и утверждения некоторых наших западных партнеров и международных юристов о том, что территориальная целостность СРЮ, а следовательно, и Сербии была зафиксирована только на момент принятия резолюции и все остальные варианты, включая независимость Косово, существовали, мол, как возможные.
-- В 2006--2007 годах Россия выступала посредником на переговорах между Белградом и Приштиной о статусе Косово. Возможен ли был компромисс между сербами и албанцами или самопровозглашение независимости Косово было предопределено?-- Россия не выступала в качестве посредника. Да и переговоров как таковых вообще не было. Я в то время работал в Белграде и помню, как накануне начала переговоров (конец 2005 года. --
Ред.) туда приехал Мартти Ахтисаари (спецпосланник генсека ООН на переговорах по Косово в 2006--2007 годах. --
Ред.) и прямо сказал, что решение принято и Косово будет независимым. Он же во время этого заезда обозначил временные рамки переговоров. Иными словами, уже тогда был обозначен график переговоров и их результат. Могла ли в этих условиях идти речь о каких-то компромиссах?
-- На каком этапе у вас появилось ощущение, что предоставление краю независимости предопределено?-- У меня такое впечатление, что уже бомбардировки Югославии со стороны НАТО, начавшиеся в марте 1999 года, были вызваны тем, что Запад принял решение по Косово. Судя по словам Ахтисаари, все вопросы были решены в 1999 году, и все остальное лишь декорации. Бомбардировки Югославии и все последующие действия в Косово были нацелены на то, чтобы дать краю независимость.
-- Какие факторы обусловили выбор Запада в пользу независимого Косово?-- Сыграл роль целый комплекс задач, которые Запад решал на примере Косово. Это дробление сербского пространства, консолидация пространства, на котором живут албанцы, наработки опыта изъятия части территории у суверенного государства... Единственное, что мне трудно понять, -- это позиция Евросоюза. Самопровозглашенное косовское государство полностью находится под контролем США, но платит за это ЕС.
-- Возможно ли возобновление переговоров между Белградом и Приштиной под эгидой ООН?-- Косово все больше приобретает черты замороженного конфликта. Не решаются проблемы отношений между албанскими властями края и сербами, населяющими его северные районы и другие менее крупные анклавы. Экономическое развитие Косово находится на нуле. Договариваться и искать выход из этого состояния придется.
-- Россия поддержала аргументы Сербии в ее иске в Международный суд ООН, где она требует признать независимость Косово противоречащей международному праву...-- Сербский иск -- политический шаг. Мы его поддержали. В любом случае судебный вердикт будет носить рекомендательный характер. Тем не менее справедливое и объективное рассмотрение данного вопроса будет иметь большое значение для улучшения атмосферы вокруг косовского урегулирования.
-- Среди албанцев популярен шутливый ответ на заявления о том, что Косово является исторической колыбелью сербской государственности: «Колыбелька, может, и ваша, но детки в ней уже наши». Демографический фактор играет все более важную роль в межнациональных конфликтах, подобных косовскому...-- Мы оказываемся перед коренным выбором -- демография или демократия. От того, чему отдадим приоритет, будет зависеть многое. Косово -- это лаборатория, в которой отрабатывались очень многие процедуры. Эти процедуры в том или ином виде будут использоваться при урегулировании других конфликтов. Если мы поставим во главу угла демографический фактор, это нанесет серьезный удар по основам европейской и общемировой безопасности.
-- Создание «Великой Албании» -- это реальная угроза для Балкан?-- Этот вариант не следует сбрасывать со счетов.
-- Можно ли говорить, что война на Кавказе в августе 2008 года стала следствием «косовского прецедента»?-- Я бы не стал проводить параллели. События в Косово -- результат вмешательства грубой силы извне в такие тонкие материи, как межэтнические проблемы, конфликты в рамках одного государства. На Кавказе же мы имели дело с другим. Речь шла о попытке реванша за поражения в предыдущих конфликтах. Агрессия Грузии против Южной Осетии готовилась заранее. Грузинская армия многие годы получала массированную помощь финансами, оружием, подготовкой военных кадров, и грузинское руководство было заранее ориентировано на достижение своих целей соответствующим путем.
-- Каковы сейчас позиции России в странах балканского региона?-- Россия укрепляет свои позиции на Балканах на принципиально иной основе. Это уже не идеология, не попытки создания военных союзов, а использование самого современного и прочного экономического фундамента. Реализация таких проектов, как «Южный поток» (по транспортировке газа из России через Балканы далее в Европу. --
Ред.), будет иметь принципиальное значение для развития наших отношений с Балканами. Уже сейчас этот проект привлекателен не только для стран, которые вовлечены в него непосредственно, -- Болгарии, Сербии, но и для тех государств, которые ведут переговоры или готовятся к этому, -- Хорватии, Боснии и Герцеговины, Словении. Проект «Южный поток» будет иметь четкое балканское измерение.
-- Вы с оптимизмом смотрите в будущее Балкан?-- Я абсолютный оптимист в том, что касается будущего балканского региона. При одном условии: надо перестать использовать его в качестве лаборатории.