|
|
N°97, 05 июня 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
РЖД сбрасывает обороты
Железнодорожные перевозки сокращаются по плану
Объемы погрузки на российских железных дорогах с января по май текущего года сократились на 24,9% по сравнению с соответствующим периодом 2008 года, сообщила вчера пресс-служба ОАО «Российские железные дороги» (РЖД). Масштабы падения на рынке железнодорожных перевозок довольно точно соответствуют прогнозам, которые делало руководство отрасли. Статистика РЖД также позволяет оценить, какие сферы отечественной экономики подверглись разрушительному воздействию кризиса.
Рейтинг пострадавших возглавляет строительная индустрия. Погрузка стройматериалов за пять месяцев текущего года упала на рекордные 45,3%. Всего было перевезено 46,3 млн тонн, т.е. чуть больше половины аналогичного показателя прошлого года.
Отечественная экономика стала гораздо меньше производить и потреблять черный металл. Об этом можно судить по тому, что в январе--мае 2009 года перевезли 24,6 млн тонн, на 33,5% меньше, чем годом раньше. Кстати, об уменьшении выплавки чугуна и стали говорит также уменьшение погрузки каменного угля -- около 107 млн тонн (-17%), и особенно кокса: 3,4 млн тонн (- 38,3%).
Зато погрузка нефти и нефтепродуктов уменьшилась по сравнению с прошлым годом незначительно -- до 94,9 млн тонн (- 3,6%), а по зерну и муке этот показатель даже вырос до 9,9 млн тонн (+17,7%). Грузооборот за прошедшие пять месяцев 2009 года снизился на 16,5% и составил 862,7 млрд тарифных тоннокилометров.
Финансовые показатели своей деятельности за этот период РЖД не раскрывает. Однако на состоявшемся 26 мая заседании совета Федерального агентства железнодорожного транспорта («Росжелдор») руководитель ведомства Геннадий Петраков приводил итоги работы РЖД в первом квартале и делал прогнозы на второй, в том числе и относительно доходов и убытков железнодорожной монополии.
Прогнозы г-на Петракова насчет физических объемов перевозок подтверждаются опубликованной вчера статистикой РЖД. Он говорил, что в первом квартале погрузка РЖД упала на 27%, а задание на второй квартал предусматривает ее сокращение на 20% по сравнению с соответствующими периодами 2008 года. 24,9% падения, признанные вчера РЖД, -- это средняя цифра за три месяца первого квартала и за первые два второго. Она волне укладывается в расчеты «Росжелдора». Можно поэтому ожидать, что и финансовые наметки ведомства оказались близки к объективной реальности.
На заседании совета г-н Петраков докладывал, что за первый квартал 2009 года за перевозки грузов РЖД получило 178 млрд руб. дохода, что ниже уровня 2008 года на 15,7% (или более чем на 33 млрдруб.). Во втором квартале РЖД должна было заработать по этой статье около 190,0 млрд руб., т.е. меньше прошлого года на 18,5 млрд руб. (8,9%).
В целом за 2009 год, согласно прогнозу, чистый убыток РЖД должен составить 97,1 млрд руб. В основном за этот печальный результат будут ответственны грузовые перевозки, однако неблагоприятная конъюнктура в пассажирском сегменте также внесет свой вклад. Согласно данным РЖД, за пять месяцев 2009 года перевозки пассажиров сократились на 11,2% по сравнению с аналогичными показателями годом раньше. В том числе количество пассажиров в поездах дальнего следования уменьшилось на 12,1%, а в пригородных -- на 11,1%.
Михаил КУКУШКИН