|
|
N°96, 04 июня 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Чтобы взятки не были гладки
Госдума подключила граждан к антикоррупционной экспертизе законов
Вчера Государственная дума приняла в первом чтении два новых президентских законопроекта, направленных на борьбу с коррупцией. Дмитрий Медведев внес их на рассмотрение нижней палаты парламента две недели назад.
Первый документ носит название «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов». Он устанавливает порядок антикоррупционной экспертизы законопроектов и уже готовых законов прокурорами, Министерством юстиции, федеральными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и т.д. Более того, согласно документу независимую антикоррупционную экспертизу могут проводить институты гражданского общества и отдельные граждане. Правда, заключения экспертов -- как в погонах, так и без -- будут носить рекомендательный характер. Ожидается, что орган, разработавший "коррупциогенный" закон, добровольно прислушается к рекомендациям борцов с коррупцией и исправит ошибку. Если на факт коррупции указали граждане или общественные институты, их обращение подлежит обязательному рассмотрению органом, организацией или должностным лицом, которым оно направлено, в 30-дневный срок со дня получения. По результатам заявителю направляется мотивированный ответ.
Второй внесенный президентом документ представляет собой поправки в закон «О прокуратуре Российской Федерации» и уточняет полномочия прокуроров по проведению антикоррупционной экспертизы. В пояснительной записке к законопроекту говорится, что в 2008 году прокуроры выявили около 10 тыс. законов разного уровня, содержащих коррупционные факторы. В связи с этим было подано почти 7,5 тыс. протестов, внесено более 600 представлений об устранении нарушений законодательства, четыре предостережения о недопустимости нарушения закона, около 400 заявлений в суды и т.д. «Однако зачастую принимаются законы, которые формально не противоречат законодательству, но предоставляют государственным и муниципальным служащим широкие дискреционные полномочия без точного определения критериев принятия того или иного решения», -- говорится в пояснительной записке.
Согласно законопроекту «выявление прокурорами коррупционных факторов и принятие по ним мер прокурорского реагирования являются обязательной составной частью реализации ими своих полномочий». Прокурорское реагирование, по замыслу автора документа, бывает двух видов -- направление субъекту, принявшему закон, требования об изменении закона и обращение в суд.
Выступая с докладом по законопроектам, полномочный представитель президента в Госдуме Гарри Минх напомнил, что данные инициативы внесены для профилактики коррупционных правонарушений и в рамках реализации Национального плана по борьбе с коррупцией, утвержденного Дмитрием Медведевым в прошлом году.
Выступавший с содокладом председатель профильного комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству Владимир Плигин сообщил, что законопроекты прямо вытекают из принятого 25 декабря прошлого года закона «О борьбе с коррупцией». Он отметил, что особо пристального внимания со стороны антикоррупционных экспертов заслуживают законы в социальной и миграционной сфере, а также любые нормативно-правовые акты, где одни и те же формулы могут быть по-разному истолкованы. По словам г-на Плигина, законопроекты систематизируют работу органов прокуратуры, возлагая на них серьезную функцию.
Депутата фракции КПРФ Анатолия Локтя интересовало, на чьи обращения прокуратура будет откликаться быстрее -- простых граждан, депутатов, Общественной палаты или чьи-либо еще. Г-н Минх ответил, что антикоррупционная экспертиза проводится прокурорами в рамках осуществления их полномочий, а реагировать на любые сигналы -- прямая обязанность следственных органов. Но если раньше прокуроры проверяли нормативные акты просто на предмет соответствия законодательству, то сейчас будут рассматривать, насколько корректно и однозначно сформулированы нормы.
Максима Рохмистрова из ЛДПР смутило, что прокуратура и Минюст будут вмешиваться в работу Госдумы: «Минюст подчинен правительству, которое обладает правом законодательной инициативы. Генпрокурора назначает президент, у которого также есть такое право. Не противоречит ли все это Конституции и принципу разделения властей?» На это представитель президента ответил, что прокурорский надзор будет осуществляться не за органами власти, а за соблюдением законодательства.
Все фракции заявили о том, что поддержат законопроект. Но сделали некоторые оговорки. Например, Виктор Илюхин из КПРФ считает подход к борьбе с коррупцией бессистемным. «У нас власть ходит кругами вокруг коррупции, боясь затронуть ее глубинные масштабные течения. Коррупция расцвела за последние десять лет, откровенно гуляет по правительственным и кремлевским коридорам», -- сказал депутат.
Лидера ЛДПР Владимира Жириновского не устроил рекомендательный характер прокурорских обращений. А представитель «Справедливой России» Елена Мизулина неожиданно предложила «при всем уважении» вовсе удалить из Думы представительства президента и правительства. Дмитрий Вяткин из «Единой России» не согласился с заявлениями коммунистов о бессистемности подхода. По его мнению, президентские законопроекты как раз «звенья в комплексе мер».
В итоге за первый антикоррупционный документ проголосовало 447 депутатов из 450, а за второй и того больше -- 449.
Ксения ВЕРЕТЕННИКОВА