Время новостей
     N°95, 03 июня 2009 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  03.06.2009
Экономика старости
Эксперты и чиновники спорят о плюсах и минусах замены ЕСН страховыми взносами
Сегодня Госдума в первом чтении одобрит законопроект, согласно которому единый социальный налог (ЕСН) с будущего года заменяется страховыми взносами. С 2011 года эти взносы существенно повысятся по сравнению с ныне действующим ЕСН. Накануне принятия вроде бы уже неотвратимого закона вокруг него развернулась нешуточная полемика.

В понедельник министр здравоохранения и социального развития Татьяна Голикова по итогам заседания президиума «Единой России» отчиталась, что партия абсолютного парламентского большинства поддержит закон.

До второго и третьего чтений (которые, скорее всего, пройдут одновременно) есть еще месяц, но уже очевидно, что главные параметры останутся неизменными. А именно: установление с 1 января 2011 года единых тарифов страховых взносов для всех работодателей в Пенсионный фонд России в размере 26%, в Фонд социального страхования -- 2,9% и в фонды обязательного медицинского страхования -- 5,1%. В 2010 году тарифы страховых взносов в указанные государственные внебюджетные фонды сохраняются в размерах действующих ставок ЕСН в сумме 26%. Также сохраняются льготные тарифы страховых взносов для отдельных категорий плательщиков.

Но общественность еще не готова окончательно смириться с предложенным, пусть уже и смягченным (премьер-министр разрешил отсрочить на год повышение ставок), вариантом реформы. Неудивительно, что протестует бизнес: возрастание фискальной нагрузки в кризис не слишком приятно, да и не в кризис тоже. Недовольны работники: выбранная схема может привести к возврату зарплат «в конвертах», а значит, девальвирует социальные льготы и собственно пенсию. Действующие пенсионеры пока молчат, тем более что одновременно в этом году пенсии должны вырасти на 45%, но участники заседания клуба политического действия «4 ноября», состоявшегося также в понедельник, пришли к выводу, что, вполне вероятно, в будущем возможности для повышения пенсий будут исчерпаны.

Темой заседания стала «Пенсионная реформа в условиях кризиса. Последствия для бизнеса и налоговой системы», основным докладчиком был заместитель председателя комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров, член партии «Единая Россия» (клуб «4 ноября» объединяет либерально настроенных представителей партии власти). Вывод депутат сделал однозначный: выживут после реформы немногие. Г-н Макаров уверен, что правительственная новация только повредит всем заинтересованным сторонам: государству, бизнесу, работникам и пенсионерам. Не говоря уже о том, что законопроект местами безграмотен (докладчик нашел в нем даже расхождения с Конституцией в части неправомочности социальных органов собирать обязательные платежи), местами дает возможность для манипуляций как государству, так и плательщикам.

Андрей Макаров просчитал развитие событий после вступления в силу закона на ближайшие год-два: получилось печально. Предприятия, которые еще показывают хоть какую-то прибыль, отнесут дополнительные расходы на прибыль, тем самым сэкономив на налоге на прибыль. Те, у кого прибыли нет -- формально или фактически, перейдут на зарплату в конвертах. Тем самым правительство нанесет «двойной удар» прежде всего по региональным бюджетам: упадут поступления от налога на прибыль и одновременно от налога на доходы физических лиц. Плюс к этому существенным образом вырастет нагрузка на зарплатный фонд региональных бюджетников. Пострадает и малый бизнес, а вот возможная компенсация, например в виде снижения налога на добавленную стоимость, скорее будет существенной для крупных компаний. По оценкам г-на Макарова, с 2011 года эффективная ставка платежей по "расщепленному" ЕСН возрастет в среднем с нынешних 18--19% до 31,5--33%.

Еще одним существенным недостатком законопроекта является его фактическое противоречие процессу снижения административного давления на бизнес. В то время как принимаются законы, ограничивающие число проверок, замена одного «взимателя» ЕСН -- Федеральной налоговой службы -- тремя фондами приведет к увеличению ежегодных проверок с двух до шести.

«Я не думаю, что мы имеем возможность реально остановить этот закон, но нужно заявить, что мы видим эти проблемы, и предложить пути решения»,-- реально смотрит на вещи г-н Макаров. И отмечает: «Проблема пенсионной системы -- проблема демографии, она не решается перебрасыванием финансовых потоков (с ФНС и Минфина на внебюджетные фонды, которые сами будут собирать страховые взносы. -- Ред.)».

Но председатель правления Пенсионного фонда Андрей Дроздов все-таки видит глубокий смысл именно в переформатировании финансовых принципов пенсионной системы. «Я уверен, что в результате их (законов. -- Ред.) принятия она (пенсионная система. -- Ред.) станет более простой, логичной, справедливой и, самое главное, сбалансированной. Она станет более совершенной, но, как известно, совершенству нет предела. Новые законы укрепят страховые принципы пенсионной системы, создадут серьезные предпосылки для ее долгосрочной сбалансированности», -- объяснил г-н Дроздов в интервью РИА Новости.

Директор департамента доверительного управления Внешэкономбанка (государственная управляющая компания пенсионными накоплениями) Александр Попов видит дополнительные плюсы в замене налога страховыми взносами. Сейчас передача средств из Пенсионного фонда управляющим компаниям фактически занимает полтора года. Очень много времени занимает администрирование поступающих средств, прежде всего уточнение всех параметров платежа, чтобы зачислить уже в УК по назначению. С передачей полномочий сбора платежей самому Пенсионному фонду возрастет гибкость и сократится временной лаг в управлении средствами. Кроме того, г-н Попов надеется, что с повышением ставок поступления в фонды все же увеличатся.

Управляющего больше волнует другой аспект пенсионной реформы: расширение инструментов и выделение в собственно ВЭБе двух стратегий управления средствами -- консервативной и либеральной. Законопроект, вводящий данные новации, был принят Думой в первом чтении 22 мая, но, судя по всему, окончательное его одобрение будет отложено до осенней сессии. Г-н Попов видит в этом несомненные минусы: чем больше времени пройдет до вступления в силу закона, тем сложнее банку будет показать хорошие результаты управления средствами по итогам этого года. Новые инструменты вложения средств (а для либерального портфеля добавятся корпоративные облигации, ипотечные ценные бумаги, не гарантированные государством, международные финансовые обязательства и депозиты в коммерческих банках) позволят повысить доходность «при сохранении высокого уровня надежности». Кроме того, выход банка на рынок облигаций и размещение средств на депозитах позволит поддержать как реальную экономику, так и финансовый сектор.

Юлия МИРОНОВА
//  читайте тему  //  Пенсионная реформа