|
|
N°94, 02 июня 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Раскрашенные мифы
Событие месяца, если не года, -- безвременный уход Олега Янковского, который для миллионов телезрителей явился своего рода шоковым, несмотря на то, что многие знали о том, что последние месяцы артист мужественно боролся со страшным недугом.
Уникальность этого человека была в редком сочетании ироничного обаяния ума, помноженного на врожденную интеллигентность, рыцарственность и светлый романтизм. И еще он был настоящим джентльменом и оставался им в любой роли. При кажущейся скупости актерских выразительных средств он нес зрителям сильное и мудрое чувство, которое можно охарактеризовать как любовь к людям. Он оставил кинозавещание, устами барона Мюнхгаузена попросив чаще улыбаться, ибо «все глупости на земле делаются с серьезным выражением лица», и ушел от нас, последний раз поднимаясь по веревочной лестнице куда-то вверх.
Другим событием мая стал -- на этот раз по традиции -- День Победы, к которому каналы подготовились заранее, сняв очередную порцию свежих военных киноприключений про разведчиков и контрразведчиков. Однако главная схватка развернулась между шедеврами прошлых лет, которым два известных канала-соперника дали вторую жизнь, колоризировав, то есть преобразив черно-белую пленку в цветную.
«Первый канал» показал в цвете лучший фильм Леонида Быкова «В бой идут одни «старики», «Россия» ответила легендарной сагой Татьяны Лиозновой «Семнадцать мгновений весны». Основной упор, по заверениям авторов перекрашивания, делался на молодежь, которой-де в таком виде легче воспринять шедевры советского кино.
Впечатление получилось неодинаковое.
В случае с Быковым телевизионщики в каком-то смысле восстановили историческую несправедливость, допущенную некогда студией им. Довженко в отношении режиссера, из-за конфликта с начальством лишенного цветной пленки. Сам же фильм, короткий, динамичный, остроумный, пожалуй, от краски только выиграл.
Чего не скажешь о похождениях штандартенфюрера СС Штирлица, где в новом «формате» очень удались яркие, красного цвета нарукавные повязки со свастикой на черных эсэсовских мундирах, коричневый партийный китель правой руки Гитлера -- Мартина Бормана, партийный значок Штирлица. Однако вряд ли 12-серийный фильм о далекой уже войне, в котором почти нет стрельбы, а есть лишь одни разговоры и крупные планы, всерьез заинтересовал молодежь.
Для того чтобы поколение next восприняло фильм, его надо было не только раскрашивать, но и кардинально перемонтировать, выбросив большинство диалогов, практически все внутренние монологи главного героя, а все оставшееся ужать до одной серии, в которой Штирлиц убьет провокатора Клауса, выкрадет радистку Кэт и обведет вокруг пальца старого хитрого Мюллера.
Зато фильмом остались недовольны некоторые представители старшего поколения, посчитав его чуть ли не нарушением исторической правды. А некая организация "Коммунисты Петербурга и Ленобласти" даже подала оставшийся без удовлетворения иск к ВГТРК с требованием возмещения морального ущерба в 1 млрд руб., якобы нанесенного им показом цветной версии фильма "Семнадцать мгновений весны".
Я же полагаю, что писатель Юлиан Семенов в свое время создал талантливый миф, который Татьяна Лиознова превратила в гениальное кино, обогатившее фольклор множеством анекдотов. И с этой точки зрения колоризация картины никак не может повредить исторической правде. За ее отсутствием. Напротив. Как выразился один герой Грибоедова, «пожар способствовал ей много к украшенью».
Сергей Варшавчик, РИА Новости