Кандидатуру нового губернатора внес вчера на рассмотрение законодательного собрания Иркутской области президент Дмитрий Медведев. Выбор главы государства пал на Дмитрия Мезенцева, вице-спикера Совета Федерации, представлявшего в сенате администрацию Иркутской области еще со времен последнего "ельцинского" губернатора региона Бориса Говорина. Таким образом, глава государства решил отдать Иркутскую область коренному петербуржцу, коллеге Владимира Путина по работе в мэрии северной столицы, не связанному ни с одной из крупных финансово-промышленных провластных групп, имеющих здесь свои интересы.
Напомним, что кресло главы Иркутской области оказалось свободным после
трагической гибели бывшего губернатора Игоря Есиповского в авиакатастрофе в ночь на 10 мая 2009 года.
Между тем, полномочный представитель президента в Сибирском федеральном округе Анатолий Квашнин представил г-ну Медведеву двух кандидатов на должность главы региона -- своего заместителя Олега Бударгина и временно исполняющего обязанности губернатора Иркутской области Сергея Сокола.
Оба они давно "сидят" на скамейке запасных в шорт-листе потенциальных губернаторов. Г-н Бударгин в 2003 году избирался главой Таймырского автономного округа, присоединенного впоследствии к Красноярскому краю, позднее ему прочили губернаторство в Камчатском крае. Г-н Сокол пока является своеобразным рекордсменом по числу безрезультатных попаданий в такие списки -- в свое время Анатолий Квашнин безуспешно предлагал его в руководители Тувы, Республики Алтай и Забайкальского края. Обоих кандидатов объединяет также близость к одним и тем же деловым и властным кругам: как г-н Бударгин, так и г-н Сокол являются выходцами из структур «Норильского никеля». Сергей Сокол, кроме того, несколько лет отработал в администрации Красноярского края при нынешнем его главе Александре Хлопонине. Покойный же Игорь Есиповский в политику пришел с поста генерального директора «АвтоВАЗа» и считался человеком, близким к главе "Ростехнологий" Сергею Чемезову.
Однако президент сделал неожиданный кадровый ход и предложил местным парламентариям утвердить на посту Дмитрия Мезенцева. Ранее единороссы Приангарья публично высказывали готовность поддержать г-на Сокола, но нет сомнения в том, что с выбором президента они согласятся.
Иркутская область -- один из тех регионов, где руководитель вынужден выступать в роли «разводящего» и следить за соблюдением баланса интересов бизнес-элит. «Элиты раздроблены, в регионе пересекаются сферы влияния и интересы многих федеральных компаний», -- напоминает ведущий эксперт Центра политической конъюнктуры Оксана Гончаренко, комментируя корреспонденту «Времени новостей» новое назначение. В Иркутской области сосредоточены интересы сразу нескольких крупных финансово-промышленных группировок, таких как «Газпром», «Рособоронэкспорт», «Норильский никель», UC Rusal, «Илим Палп», ОАО "РЖД", «Интеррос». «Все назначения в регионе, начиная еще с Бориса Говорина (был избран губернатором в 1997 году и занимал этот пост до 2005 года. --
Ред.), были продуктом лоббистских усилий определенных бизнес-структур на федеральном уровне, -- отмечает г-жа Гончаренко. -- Кто побеждал в этом процессе, тот и получал возможность продвинуть своего представителя на этот пост».
По мнению эксперта, случайных назначений в таком проблемном регионе быть не может, и, по логике, кандидатуру г-на Мезенцева должен был поддержать кто-то из крупных региональных игроков. Однако никаких признаков этого не прослеживается, поскольку логика, которой руководствовался президент, видимо, была совсем иной.
То, что г-н Мезенцев слабо связан с региональными элитами, может помочь ему выступить в роли арбитра и чувствовать себя более независимым. Хотя это же может ему и помешать. «Для такого региона приход человека, не встроенного в местную элиту, потенциально влечет возможность роста конфликтов, -- предостерегает Оксана Гончаренко. -- С точки зрения поддержания стабильности это нежелательно». Зато эксперт отмечает, что в этом назначении содержится еще один месседж президента, адресованный региональным элитам: «Президент продемонстрировал, что хотя возможны всякие попытки повлиять на кадровые решения, последнее слово остается за ним. Это важный сигнал, что глава государства сохраняет определяющее влияние на губернаторский корпус».
Между тем сам герой дня вчера пообещал в случае утверждения в должности главы региона сделать местную власть более доступной для граждан. Г-н Мезенцев также выразил надежду, что «его опыт как председателя делового совета Шанхайской организации сотрудничества и сопредседателя российско-японского форума, а также сложившиеся добрые отношения с КНР, Монголией, странами Азиатско-Тихоокеанского региона помогут развитию потенциала Иркутской области».
Дмитрий Мезенцев родился 18 августа 1959 года в Ленинграде. Окончил Ленинградский институт инженеров железнодорожного транспорта в 1981 году, в 1990--1991 годах был народным депутатом Ленсовета, руководил его пресс-центром. С 1991 по 1996 год занимал должность председателя комитета по печати и средствам массовой информации мэрии Санкт-Петербурга. В 1996--1999 годах -- заместитель председателя Государственного комитета РФ по печати. С 1999 года работал председателем Центра стратегических разработок (одно время -- вместе с будущим министром экономического развития, ныне главой Сбербанка Германом Грефом). 16 января 2002 года назначен в Совет Федерации в качестве представителя администрации Иркутской области. В сенате с 2004 года занимал пост вице-спикера, был членом комитета по экономической политике, предпринимательству и собственности, председателем комиссии по информационной политике, уполномоченный по вопросам Делового совета Шанхайской организации сотрудничества.