В воскресенье, 31 мая, Республика Южная Осетия,
суверенитет которой Россия признала 26 августа 2008 года, должна будет выбрать себе новый парламент. Южная Осетия во многих смыслах уникальное образование на постсоветском пространстве: когда она провозгласила свою независимость, была парламентской республикой. И оставалась таковой еще несколько лет после этого, пока на постсоветском пространстве не восторжествовала практика президентства. Между тем выборы нынешнего парламента имеют прямое отношение к президентским.
Если они пройдут так, как хочется действующему главе республики Эдуарду Кокойты, это откроет ему путь к реформе конституции и отмене ограничения числа президентских сроков, то есть к пожизненному президентству. Если же что-то не заладится с самим голосованием или оппозиция получит больше голосов, чем ей готова отдать власть, будущее нынешнего президента окажется под вопросом.
Спектр возможностей в таком случае достаточно широк: от отказа будущих депутатов голосовать за пожизненное продление полномочий до требования отставки президента и досрочных выборов. Это требование могут выдвинуть оппозиционеры после созыва парламента, а могут и обычные люди, если в воскресенье после или вместо голосования не побоятся собраться на площади и сказать в лицо власти все, что наболело за послевоенные месяцы.
В уходящем парламенте Южной Осетии было 34 места, из которых заняты 30: четыре места, отведенные депутатам-одномандатникам из сел, населенных этническими грузинами, не были замещены, потому что грузинские села предпочли выбрать депутата в парламент Грузии. 15 депутатов избирались по партийным спискам, 19 -- по одномандатным округам. В тот парламент прошло три партии: «Единство», созданное для поддержки президента Кокойты и равняющееся на «Единую Россию», с которой имеет соглашение о межпартийном сотрудничестве, коммунисты и Народная партия, сначала лояльная г-ну Кокойты, а затем ушедшая в оппозицию. Подавляющее большинство мест контролировало «Единство», коммунистам и «народникам» в совокупности досталось менее трети мандатов.
Теперь правила изменились: как и в России, на которую Южная Осетия старается быть во всем похожей, все депутаты избираются по партийным спискам, и обеспечение представительства районов теперь задача партий. Что касается грузинских анклавов, часть из них опустела после войны и голосовать там некому, а другая часть -- в Ленингорском (Ахалгорском) районе, вернувшемся под контроль Цхинвала после прошлогодней войны, если и будет голосовать, то за осетинские партии.
По оценкам югоосетинского избиркома, голосовать будет около 52 тыс. человек, то есть примерно столько же, сколько участвовало в президентских выборах в ноябре 2006 года. Такое число избирателей подразумевает, что в Южной Осетии после войны и тяжелейшей зимы, которую многие провели в плохо отапливаемых развалинах, по-прежнему около 100 тыс. населения. Это выглядит явным преувеличением: по оценкам оппозиционеров, реальное население с учетом новорожденных детей едва ли составляет 50 тыс., значит, избирателей примерно вполовину меньше. Естественно, оппозиционеры полагают, что само по себе это количественное расхождение дает огромный простор для фальсификаций.
Правда, две партии из четырех допущенных к выборам добились закрепления в избирательном законе едва не исключенного оттуда правила подписи представителей всех партий на каждом избирательном бюллетене. Это значит, что каждый избиратель, получив лист для голосования, не отправится в кабинку до тех пор, пока на пустом, еще не использованном бланке не распишутся четверо партийных представителей с участка. Теоретически это должно исключить попадание бюллетеней в урну какими бы то ни было альтернативными путями. Но уже очевидно, что обеспечить исполнение этой нормы на всех участках будет невероятно сложно -- особенно в отдаленных селах Ленингорского района.
Предполагается, что там живут 7--10 тыс. человек, в большинстве своем грузины, которые, естественно, на осетинские выборы не рвутся и едва ли даже располагают югоосетинскими паспортами -- единственным документом, дающим право голосовать. Однако в списки избирателей все они, вне всякого сомнения, будут включены. Богатый опыт кавказских выборов заставляет предположить, что даже в том случае если их реально не пригонят к урнам под дулами автоматов и ленингорские участки (четверть всех участков в республике) весь день простоят пустыми, к концу дня оттуда сообщат о приятных для Цхинвала результатах.
Кроме того, шесть дополнительных участков для голосования будут открыты в Северной Осетии, где проживает немало выходцев с Юга, и один -- в Москве: на нем, как предполагается, проголосуют несколько десятков человек, что, конечно, едва ли сильно повлияет на общий ход выборов.
Сюрпризов, собственно говоря, ждать сложно: Цхинвал сделал все, чтобы выборы прошли так, как нужно президенту Эдуарду Кокойты. Два обстоятельства дают возможность ожидать любого нужного ему результата: уже упомянутое завышенное число избирателей и фильтрация партий на старте избирательной кампании.
Как уже писала газета «Время новостей», изначально бороться за мандаты намеревались четыре партии: «Единство», коммунисты, Народная и «Отечество». Коммунисты хотя и позволяют себе довольно смелые высказывания относительно кадровой политики г-на Кокойты и необходимости парламентского расследования коррупции и злоупотреблений при распределении гуманитарной помощи после прошлогодней войны, считаются в целом лояльными президенту. Правда, именно коммунисты вместе с «Отечеством» настояли на сохранении правила подписи наблюдателей.
«Отечество», сильная и старая партия социал-демократической направленности, не была допущена к предыдущим выборам в парламент. Поэтому для участия в текущих выборах она должна была представить в избирком 500 подписей в свою поддержку. Избирком принял подписи, но исключил из партийного списка лидера партии Вячеслава Гобозова -- политика, не испугавшегося вслух заявить о том, для чего именно Эдуарду Кокойты нужен контроль над новым созывом парламента. Список возглавил брат г-на Гобозова, но потеря более чем серьезна: на Кавказе часто голосуют не столько за партию и программу, сколько лично за лидера. Попытки восстановить справедливость в суде «Отечеству» так и не удались, хотя его лидер верит в успех и даже полушутя рассуждает о том, что будет, если партия получит больше трети голосов, тогда как депутатов в ее списке всего десять.
Народная партия, возглавляемая депутатом парламента уходящего созыва Роландом Келехсаевым, была успешно зарегистрирована избиркомом, но пару дней спустя документы неожиданно вернули. Выяснилось, что трое из пяти членов политсовета партии потребовали созыва альтернативного съезда, на котором г-на Келехсаева отстранили от руководства, фактически учредили новую Народную партию, после чего именно ее и зарегистрировали. В новой «редакции» Народная партия ни в коей мере не является оппозиционной, она всячески поддерживает Эдуарда Кокойты. Попытки г-на Келехсаева обратиться в югоосетинский суд также не имели успеха. Более того, в среду в Цхинвале была задержана одна из активисток его партии Фатима Маргиева, которой КГБ Южной Осетии инкриминирует призывы к свержению законной власти, распространение подрывной литературы и хранение оружия. Оружие, по словам очевидцев, действительно было найдено в комнате ее сына, живущего сейчас во Владикавказе, но автомат в цхинвальском доме и до войны в августе не был редкостью, а после нее и вовсе стал привычной деталью интерьера.
Ситуация до того очевидна, что в Южной Осетии почти не велась никакая пропаганда и агитация. Правда, до последнего момента ходил упорный слух о возможном переносе голосования на август. На сайте министерства печати и массовых коммуникаций Южной Осетии публикуется рейтинг партий, который формируют пользователи Интернета. Из него следует, что первое место делят кандидат «против всех», которого в реальном бюллетене не будет, и коммунисты -- 26%. На втором месте «Единство» -- 21%. У «Отечества» -- 16%, 11% у Народной партии, хотя не очень понятно, за какую именно Народную партию голосуют пользователи Сети -- за оппозиционную или за ту, что зарегистрирована избиркомом.
Так или иначе даже если допустить, что этот рейтинг каким-то образом отразится на воскресных результатах, получается, что контролируемые президентом и близкие к нему партии могут рассчитывать на 21% («Единство») плюс 11 (зарегистрированные «народники») плюс 26 (условно лояльные коммунисты), то есть на 58% голосов. При этом оппозиционеры полагают, что большой рейтинг коммунистов «рисуется» им исключительно для того, чтобы не оттолкнуть их в сторону открытого протеста. Фактически же им едва ли стоит рассчитывать на большее число мест, чем у них есть сейчас.
Реально независимую позицию имеет только одна партия -- «Отечество», но она сильно ослаблена коррекцией списка, поэтому все пока говорит о том, что партия г-на Кокойты повторит в воскресенье успех своего российского прототипа. После этого президент Кокойты сформирует парламент, который проголосует за бесконечное продление его полномочий, а возмущенные жалобы наблюдателей и оппозиционеров на несправедливость и фальсификацию, закрывающие для Южной Осетии и так-то очень сомнительные перспективы более широкого признания, окажутся проигнорированы.
Однако Южная Осетия -- часть темпераментного и богатого на сюрпризы Кавказа. Ее жители в 1988 году буквально вынесли из здания Дома советов ненавистного им председателя обкома КПСС Феликса Санакоева, и этот опыт не забыт. Историю 20-летней давности пересказывают друг другу обыватели Цхинвала, зимовавшие в разрушенных домах, не получившие положенных им компенсаций и гуманитарных грузов. Знающие о расхищении огромного количества поступившей за год помощи и помнящие, как в ночь штурма города грузинской армией их президент уехал в тыловую Джаву. Среди критиков режима есть и популярные полевые командиры, открыто выражающие свое отношение к президенту.
Некоторые наблюдатели полагают, что Россия не сможет в полном объеме разморозить запланированную финансовую помощь республике, пока у власти находится команда, которой, как показывает опыт трех послевоенных кварталов, частично задокументированный российской Счетной палатой, не получается доверить распределение средств. Провал же российской попытки пролоббировать назначение в Цхинвал приемлемого для Москвы премьера -- чиновник из Северной Осетии Асланбек Булацев получил кабинет, но с прошлой осени провел в нем всего пару дней -- демонстрирует неожиданную узость кадровых возможностей России в маленькой республике.
Большинство тех, кто недоволен Эдуардом Кокойты, хотели бы, судя по всему, избежать сценария с митингами протеста. По той причине, что скандал дискредитирует независимость и признавшую ее Россию. Но история с премьер-министром говорит о том, что главное решение все равно должно быть принято на месте, а не в Москве. Революция в Цхинвале пока выглядит маловероятной. Однако власти Южной Осетии явно склонны «перегибать палку» в своей борьбе с оппозицией, и на фоне минувшей полуголодной зимы с ее постоянными слухами о бескрайнем гуманитарном воровстве чиновников любой неосторожный шаг может произвести эффект «крыла бабочки». Даже 20 женщин, вышедших вчера к КГБ требовать освобождения Фатимы Маргиевой, в любой момент могут стать детонатором целой лавины недовольства -- и необязательно в день голосования. Так что, несмотря на видимую прочность электоральных позиций, президенту Кокойты есть о чем беспокоиться.