|
|
N°91, 28 мая 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
КВН на авторынке
Протекционизм в пользу отечественного автопрома пока не принес результатов
Повышение пошлин на импортные автомобили пока не дало желаемого эффекта. Такую мысль вчера высказал министр промышленности и торговли Виктор Христенко, выступая перед студентами Академии народного хозяйства. «Мы приняли запретительные пошлины по подержанным машинам. Пока это не помогло, потому что все смекалистые и умные. Привыкли жить под разного рода угрозами и прессами», -- заявил министр. Христенко сказал, что предприниматели в конце прошлого года, еще до повышения пошлин, завезли в Россию фантастическое количество автомобилей, которыми компании торгуют до сих пор, тогда как «отечественное производство еще не работает на рынок». Впрочем, эта ситуация изменится уже довольно скоро. В июне, как пообещал г-н Христенко, «появятся первые отдушины для российского рынка».
Российские автопроизводители просили ввести запретительные пошлины на ввоз иномарок достаточно давно, хотя правительство ввело эту меру только с 11 января нынешнего года. Таможенные ставки в размере 30% были введены на импортируемые в Россию легковые автомобили со сроком эксплуатации от одного до трех лет, от трех до пяти лет и старше. Абсолютный размер ставки в зависимости от объема двигателя составил для легковых автомобилей от 2,5 до 5,7 евро за куб. см, для грузовых -- от 2 до 4,4 евро, для автобусов -- 3 евро. Ранее же для автомобилей со сроком эксплуатации от трех до семи лет пошлина устанавливалась из расчета 1--3 евро за куб. см объема двигателя.
В декабре, когда стало ясно, что федеральные власти намерены ввести жесткие протекционистские меры в пользу отечественного автопрома, по Владивостоку прокатилась волна недовольства. Около 2 тыс. человек собралось на привокзальной площади Владивостока в 20-градусный мороз, требуя отменить новые пошлины. В защиту бунтарей тогда выступил губернатор Приморья Сергей Дарькин: «Повышение пошлин не спасет российскую автотранспортную промышленность, а нанесет ущерб бизнесу. В данном случае необходимы реформы как в технологии производства, так и в административном составе заводов». Реагируя на протестную волну на востоке страны, в европейской части России "стихийно" прошли митинги в поддержку российского автопрома.
Мысль приморского губернатора вчера фактически подтвердил и г-н Христенко. «Есть замечательная игра КВН, где все адекватно воспринимают шутки про «Жигули». Я посмотрел, что этому способствует. До сих пор на «АвтоВАЗе» в достаточно большом объеме производится «классика». Если бы я был директором, я бы «классику» давно убрал с рынка», -- заявил министр. По его словам, руководство автокомпании обосновывает производство «классических» моделей спросом на них. Однако, по мнению министра, это связанно со склонностью россиян к улучшению технологических свойств серийных автомобилей. Министр вспомнил, что в советские времена некоторые журналы печатали советы бывалых автомобилистов. «Это был набор советов по поводу того, как изменить серийную машину. Если тут просверлить дырку, а это вставить туда, то он (автомобиль. -- Ред.) начинает веселее что-то делать. Представляете, немцу такое сказать? Это норма такая была. Нигде в мире такого нет. Очень креативная в этом смысле нация. Мы эту традицию сохранили до сих пор, потому что ее (автомобильную «классику». -- Ред.) покупают для этих вот целей», -- заявил Виктор Христенко. По его словам, такую ситуацию надо менять и «классический» модельный ряд должен быть закрыт другими моделями «АвтоВАЗа».
К конкурентам российского автопрома причисляют сегодня не только подержанные иномарки, но и машины с правым рулем, присутствие которых на российских дорогах сегодня многим не нравится. Впрочем, первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов по итогам вчерашнего заседания правительственной комиссии по техническому регулированию фактически поставил в этом споре жирную точку, заявив, что запрет на правый руль вводиться не будет. «Сегодня отмечалось, и эксперты отстаивают эту точку зрения, что автомобили с правым рулем при нашей системе дорожного движения являются более опасными источниками дорожно-транспортных происшествий, -- сказал г-н Шувалов. -- Могу сказать совершенно определенно, что административных ограничений мы не планируем. Запретов на эксплуатацию средств с правым рулем в РФ введено не будет». Однако, по его словам, «страховые принципы, которые будут распространяться на деятельность таких транспортных средств, будут предусматривать более высокие ставки (страховой коэффициент. -- Ред.) в случае причинения вреда третьим лицам».
Ирина ЦЫРУЛЕВА