НОВАТЭК покупает у структур Геннадия Тимченко контроль над стратегическим месторождением на Ямале
В судьбе одного из самых скандальных газовых активов России произошел неожиданный поворот. Контрольный пакет акций ОАО «Ямал-СПГ», который Алишер Усманов два с половиной года назад приобрел у несговорчивого частного предпринимателя Николая Богачева в интересах «Газпрома», покупает крупнейший независимый производитель газа -- НОВАТЭК. Совет директоров НОВАТЭКа вчера единогласно одобрил покупку 51% акций компании, владеющей лицензией на геологическое изучение и добычу углеводородов на Южно-Тамбейском месторождении. Запасы этого участка на полуострове Ямал по российской классификации (категории С1+С2) составляют 1,256 трлн кубометров, что позволяет его отнести к числу стратегических.
Продавцами выступают Orsel Consultants Ltd, Aldi Trading Ltd и Innecto Ventures Ltd., связанные с фондом Volga Resources SICAV SIF S.A., основным акционером которого считается главный перепродавец российской нефти на экспорт и
друг российского премьера Геннадий Тимченко. Причем скорее всего уже сегодня на годовом собрании акционеров НОВАТЭКа г-на Тимченко изберут в новый состав акционеров компании от Volga Resources -- эта фирма является владельцем около 5,66% газовой компании через люксембургскую Bluebird Securities SA.
В январе один из самых влиятельных российских предпринимателей, совладелец «Металлоинвеста» и гендиректор «Газпроминвестхолдинга» Алишер Усманов рассказал в прессе, что в конце прошлого года продал акции «Ямал-СПГ» «структурам, близким Газпромбанку». Имел ли он в виду, что Volga Resources является таковой или ее аффилированные лица получили долю в компании-держателе лицензии на Южно-Тамбейское месторождение впоследствии от банка, вчера выяснить не удалось. Но это не так уж важно. Источник «Времени новостей» на рынке поясняет, что г-ну Усманову срочно понадобились деньги, таковые нашлись у НОВАТЭКа, а структуры г-на Тимченко выступили комиссионерами.
Покупка обойдется независимому производителю газа в 650 млн долл. Это значит, что в целом актив оценен в 1,2--1,3 млрд долл. -- примерно по 1 долл. на каждую тыс. кубометров запасов. С точки зрения рыночной стоимости резервов оценка не выглядит сверхъестественной. Любопытно другое. С 2003 по 2005 год НОВАТЭК уже был акционером «Тамбенефтегаза», который на тот момент владел лицензией на Южно-Тамбейское месторождение. Но четыре года назад продал свои 25,1% акций «дочке» Газпромбанка (ООО «Газпромбанк-Инвест») всего лишь за 120 млн руб. За четыре года никаких инвестиций в проект сделано не было, а начало добычи или поставок газа с него совершенно не просматривается в обозримом будущем. Тем не менее НОВАТЭК заплатил за актив в 65 раз дороже (из расчета на акцию или баррель запасов), чем продал. Источник в НОВАТЭКе этот факт объясняет тем, что в сделках были задействованы «разные юридические лица с разными активами» -- к моменту продажи акций в 2005 году, по его словам, лицензия на месторождение уже была переведена на другую структуру. Нынешнюю же сделку в компании объясняют необходимостью расширения ресурсной базы.
Представитель Газпромбанка от комментариев отказался, хотя, судя по всему, как минимум блокирующий пакет еще находится под его контролем. В «Газпроме», руководство которого недавно говорило о том, что вскоре рассмотрит перспективы реализации проекта СПГ на Ямале (на базе Южно-Тамбейского месторождения и Северо-Тамбейского, лицензию на которое газовый монополист получил прошлой осенью) на заседании правления, также предпочли промолчать.
В сообщении НОВАТЭКа говорится, что Федеральная антимонопольная служба одобрила сделку. Но при этом в антимонопольной службе отказались комментировать ситуацию, хотя по всем признакам она подпадает под действия закона об иностранных инвестициях в стратегические отрасли. Дело в том, что значительная часть бенефициаров акций НОВАТЭКа спрятана за иностранными офшорами Maltowood Holdings, EPIF, Bluebird и ZGG Caiman, которые контролируют около 40% компании. Еще около 30% находится в номинальном держании у ООО «Дойче-банк», но про этот пакет известно, что он в основном состоит из глобальных депозитарных расписок, которые котируются на Лондонской бирже и соответственно принадлежат нерезидентам по отношению к России. В НОВАТЭКе на этот счет лишь сказали, что ФАС является уполномоченным государственным органом и никаких уведомлений о необходимости передать сделку на рассмотрение правительственной комиссии от антимонопольной службы не поступало. В аппарате Белого дома отказались от комментариев.