|
|
N°89, 26 мая 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
"Президент выступил с либеральных позиций
Эксперты о бюджетном послании
Обозреватель "Времени новостей" Юлия МИРОНОВА попросила экономистов оценить бюджетное послание президента.
"Сам бюджет денег не печатает"
Елена ЛЕБЕДИНСКАЯ, ведущий эксперт Экономической экспертной группы:
-- Основная мысль послания естественна в настоящее время -- надо что-нибудь сделать с дефицитом бюджета. Иначе мы можем очень просто вернуться к ситуации с огромными долгами, но вряд ли сумеем в будущем столь же благополучно расплатиться с ними даже на волне растущих цен на нефть.
Пугают обещания не просто выполнения, но и повышения социальных обязательств, в первую очередь пенсий. Понизить ведь уже будет нельзя. Но уже в ближайшие два года страна столкнется со значительным ростом численности пенсионеров.
В целом послание можно считать соответствующим текущему моменту, что-то совсем оригинальное придумать было сложно. Главной задачей, очевидно, было еще раз на самом высоком уровне обратить внимание на важность экономии, рациональной бюджетной политики. Президент постарался снизить давление на бюджет, потому что даже сейчас большинство не понимает: сам бюджет денег не печатает, и рассчитывать на то, чтобы бесконечно изыскивать средства, невозможно. Да, может быть, не хватило конкретики, непонятно, насколько мы собираемся поджимать себя в расходах, но это связано с неопределенностью ситуации.
"Понятно, как мы будем расходовать. Непонятно-как зарабатывать"
Владимир КРЕЙНДЕЛЬ, эксперт Института финансовых исследований:
-- Бюджетное послание несколько запаздывает, были озвучены тезисы, которые уже учтены при подготовке исправленного бюджета-2009. Ничего революционного в них нет, хотя ранее представители ИНСОР (Институт современного развития, главой попечительского совета которого является Дмитрий Медведев. -- Ред.) намекали, что в послании можно ждать каких-то прорывных заявлений.
При этом в бюджетном послании не разрешены некоторые противоречия, нет указаний, как мы будем снижать бюджетный дефицит и одновременно наращивать социальные обязательства. А ведь за исключением пункта о необходимости жесткой экономии все остальные поставленные цели требуют расходов.
Не стоит рассчитывать, что структура экономики исходя из поставленных целей сможет быстро измениться. Кроме того, нужно учесть, что бюджетное послание действительно задает ориентиры, как мы будем расходовать, а не зарабатывать. Пока же на ближайшие десятилетия у нас нет альтернативы пополнения бюджета, кроме как в основном за счет нефтегазовых доходов.
"Послание может серьезно поменять бюджетный процесс"
Евгений ГОНТМАХЕР, руководитель Центра социальной политики Института экономики РАН:
-- На первый взгляд послание носит спокойный, совершенно нереволюционный характер. Но если внимательно вчитаться, то поставленные задачи (если они будут реализованы) могут очень серьезно поменять бюджетный процесс. В частности, переход при социальной защите на учет доходов семьи. Это означает, что новые получатели уже будут претендовать на соцпомощь по другим критериям. Например, звание «Ветеран труда» будет давать льготы только действительно нуждающимся, подтвердившим плохое материальное положение.
Важные моменты касаются рынка труда, который предлагается переориентировать с простой выплаты пособий на переобучение. Это может затронуть до 10 млн человек, зарегистрированных и незарегистрированных безработных, а также тех, кто осознает необходимость повышения квалификации. Но большая часть этих людей нуждается в длительном переобучении, получении второго высшего или среднего специального образования, что требует значительного финансирования.
Дмитрий Медведев еще раз напомнил о необходимости в сферах образования и здравоохранения переходить к финансированию не учреждений, а услуг. Президент обратил внимание и на неудовлетворительные межбюджетные отношения, когда слишком много субсидий и субвенций спускается вниз из федерального бюджета.
Почти революционным можно назвать и заявление, что уже бюджет 2011 года должен состоять из программ -- таких, как ФЦП. Это новый уровень планирования. При этом президент заявил о необходимости формировать горизонт планирования на 20 лет, что делает морально устаревшей «Концепцию-2020».
Возникает некое другое качество федерального бюджета, межбюджетных отношений, региональных бюджетов. Президент выступил с либеральных позиций, но нужно посмотреть, как эти заявления будут отражены в бюджете на 2010 год, который будут представлять в Государственную думу. Для правительства дел невпроворот, и это не просто расчеты и перерасчеты, а внедрение новых механизмов, подходов, создание новых институтов.
|