|
|
N°85, 20 мая 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Как быть Европе с "русским предложением"
Как следует из итогов проведенного в Брюсселе в начале недели совещания министров иностранных дел Евросоюза, на открывающемся саммите в Хабаровске представители ЕС рассчитывают обсудить запутанную ситуацию, сложившуюся с международными документами по энергетическому сотрудничеству. «На столе», как известно, -- отказ России ратифицировать Договор к Энергетической хартии (ДЭХ) и предложения Дмитрия Медведева сформировать новую правовую базу в этой сфере. Согласно российским инициативам, действие «новой хартии» должно распространяться помимо нефти и газа и на другие источники первичной энергии -- уголь, уран, электричество. В попытках достичь прорыва в отношениях с Россией по этим вопросам (все же с точки зрения сохранения действующей хартии) ЕС усилил давление и на Норвегию. В ходе недавней встречи с норвежским премьером Йенсом Столтенбергом в Берлине канцлер Ангела Меркель подчеркнула, что у Германии «высокий интерес» к совместной позиции с Норвегией (при этом Норвегия, как и Россия, не является субъектом ДЭХ) и что такая совместная позиция смогла бы облегчить ЕС предстоящие переговоры с Россией относительно ДЭХ. Г-н Столтенберг вчера встречался с президентом Медведевым и премьером Путиным, но не похоже, чтобы он удовлетворил чаяния г-жи Меркель.
К готовящимся попыткам европейцев убедить Россию ратифицировать ДЭХ в экспертном сообществе в Берлине отношение осторожное. Слишком глубокой стала трещина спора, слишком далеко зашли оба игрока в своих попытках самостоятельных прорывов на поле энергетики. Принимавший участие во вчерашней конференции «Энергетический диалог России и Евросоюза. Газовый аспект» эксперт Германского общества внешней политики Марсель Виетор убежден, что отношения между ЕС и Россией в сфере энергетики также нуждаются в «перезагрузке». Обеим сторонам необходимо приступить к реальной совместной кооперации и отказаться от практики односторонних проектов. «Такие проекты не могут быть жизнеспособными, -- сказал г-н Виетор «Времени новостей». -- Ведь ни Европейскому союзу, ни России впоследствии не удастся усадить в лодку другую сторону». Убедительными примерами этому эксперт считает безуспешно проталкиваемый со стороны ЕС договор к Энергетической хартии, российское предложение о новом «базовом» документе, а также соглашение между ЕС и Украиной о модернизации ее газотранспортной системы.
«Россия и Украина не намерены отказываться от своей транспортной монополии в сфере нефти и газа и предоставлять другим предприятиям доступ к своим сетям -- ни национальным, ни тем более иностранным, -- отметил наш собеседник. -- В том, что принципы этого документа идут в ущерб России, убеждает, в частности, сохраняющееся давление других стран, подписавших ДЭХ, по вопросу ратификации этого документа. В то время как российские представители принимали участие в переговорах об изменениях в ДЭХ, предложение президента Медведева наглядно продемонстрировало, насколько бесперспективными они на самом деле были».
С этой точки зрения, считает г-н Виетор, обе стороны оказались в тупике: насколько маловероятно, что Россия пойдет на ратификацию ДЭХ, настолько же сомнительно, что Евросоюз и другие его защитники согласятся с российским предложением, в разработку которого они активно включены не были. Вместе с тем отдельные государства, такие, как Германия, возможно, и были бы готовы использовать российскую инициативу в качестве основы для переговоров по совместному ее развитию. Однако для других государств и ЕС в целом она так и осталась бы «русским предложением», акцептировать которое означало бы признать провал собственного проекта -- ДЭХ. Именно по этой причине, подчеркивает г-н Виетор, для ЕС российское предложение непригодно в качестве основы для будущих переговоров.
«Если ДЭХ еще несколько лет назад, по сути, «сгорел», то, следовательно, российское предложение уже появилось на свет «сгоревшим», -- сказал г-н Виетор. -- При этом не играет никакой роли, на самом ли деле от договора Россия будет испытывать ущерб и насколько она, ранее подписав (но не ратифицировав) его, привязана к его параграфам».
На этом фоне, подчеркивает эксперт, по содержанию обе позиции вовсе не являются несовместимыми -- российское предложение во многом содержит, с одной стороны, те же принципы, что и ДЭХ, и, с другой -- подробно касается транзитной проблематики. Для ЕС, равно как и для России, сейчас наиболее важно выйти из грозящего тупика, сохранив при этом честь своих мундиров. В качестве выхода напрашивается формальное возвращение обеих сторон на стартовую позицию. «В переговорах, которые с самого начала должны проходить на двусторонней основе, должен быть выработан новый документ, приемлемый как для ЕС, так и для России, -- сказал Марсель Виетор. -- С этим документом ЕС и Россия должны совместно обратиться к общественности. Это позволит всем участникам процесса не только сохранить свое лицо, но и обеспечить долгосрочное признание нового соглашения».
Юрий ШПАКОВ, Берлин