|
|
N°75, 30 апреля 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
"Мы поставляем исключительно оборонительное оружие"
В Стамбуле подходит к завершению девятая международная выставка оборонной промышленности «Айдеф-2009». О ее ходе и некоторых предварительных итогах в беседе с военным обозревателем «Времени новостей» Николаем ПОРОСКОВЫМ рассказывает руководитель российской делегации, главный советник генерального директора ФГУП «Рособоронэкспорт» Анатолий АКСЕНОВ.
-- «Айдеф», впервые организованный не в Анкаре, а в Стамбуле, прогрессирует или напротив?
-- В этот раз на выставку прибыли делегации 69 стран против 47 два года назад. Мы привезли сюда материалы по 120 образцам вооружения и военной техники. Это все новейшие, конкурентоспособные образцы. Разместить это все в натурном виде значило бы занять половину выставочных площадей. Поэтому мы используем электронные презентации -- как оперативно-тактические, так и эксплуатационно-технические. Россия и Турция, напомню, подписали все основополагающие межправительственные документы, регулирующие отношения в сфере военно-технического сотрудничества. Еще в 1994 году было подписано соглашение по сотрудничеству в сфере оборонной промышленности, затем о взаимной защите информации и, наконец, о взаимной защите интеллектуальной собственности.
-- На нынешней выставке уже шла речь о конкретных соглашениях или сделках?
-- У нас на стенде встретились первый заместитель министра обороны Турции г-н Мурат Баяр и сразу два заместителя министра обороны России. Мы обсудили очень важные для обеих сторон вопросы. Такие мероприятия, тем более срочного плана, бывают только тогда, когда специалисты и фирмы заинтересованы в этом. Мы ожидаем, что в сфере военно-технического сотрудничества с Турцией отношения получат новый импульс.
-- Речь шла о российских комплексах ПВО, в которых очень заинтересованы турки?
-- Некоторые наши проекты в силу конфиденциальности и требования турецкой стороны не могут оглашаться. Но могу сказать, что вопрос о комплексах ПВО обсуждался. А значит, мы будем в этом направлении работать. Сейчас вопрос в стадии принятия решения. Хотел бы здесь пояснить. Системы противовоздушной обороны, которые являются темой нашего будущего сотрудничества, имеют такие характеристики, что разговор надо вести уже о системах противоракетной обороны. И потому, прежде чем продавать их, надо решить несколько, так сказать, общих вопросов. Поскольку Турция -- страна Североатлантического альянса, и возможность оснащения такими системами будет решаться в рамках консультаций в штаб-квартире НАТО в увязке с другими проблемами.
-- Возможно ли, что в будущем Турция будет экспортировать российские системы ПВО третьим странам?
-- Для пояснения я напомню о тендере, объявленном Турцией, где Россия вместе с Израилем в течение семи лет представляли очень хороший вертолет, прототипом которого был Ка-50 «Черная акула», а назывался он Ка-50-2. Мы предполагали в этом проекте широкое участие турецкой промышленности -- более 30 предприятий-комплектаторов. А это новые рабочие места. В частности, производителей авиадвигателей. Турция могла иметь долю почти в треть от общей стоимости проданных вертолетов, не считая офсетных программ. Предполагалось работать на рынках 14 стран. Мы не ограничивали турецких партнеров в экспорте финальной продукции, которая была бы изготовлена по нашим лицензиям. Однако тендер отменили без объявления победителей. Но поскольку турецкая сторона за эти годы хорошо изучила наши возможности, то не исключено, что Турция еще закупит эти вертолеты. Думаю, в ближайшем будущем тема такой формы сотрудничества будет продолжена.
-- Турция часто предлагает оффсетные программы в сотрудничестве с нами. (Под оффсетом в сфере военно-технического сотрудничества понимается компенсация экспортером продукции военного назначения части затрат импортера на ее закупку.) Такая форма нам выгодна?
-- Оффсет для поставщика, если откровенно, всегда головная боль. Но мы понимаем и заказчика, который развивает свою промышленность. Оффсет составляет от 30 до 50% стоимости основного контракта. И мы идем на это. Иногда оффсет -- это комплектующие к нашей технике, изготовленные в Турции по нашей лицензии. «Рособоронэкспорт» имеет в своем инновационном банке около 800 проектов, которые мы можем предложить любой стране в рамках оффсетных программ. Такая форма предполагает, в частности, сотрудничество российских ученых с коллегами из разных стран.
-- Какие покупатели помимо турецких здесь вас интересуют?
-- Всего партнеров у «Рособоронэкспорта» свыше 80 стран. Много их и в этом регионе. Исходя из их интересов, мы и сформировали экспозицию. В центре -- Турция, а дальше север Африки, Ближний и Средний Восток, Китай, Индия. Мы поставляем исключительно оборонительное оружие, и только те виды, которые не являются оружием массового поражения.
-- На стенде Пакистана посетители могут видеть наш «родной» автомат Калашникова. Будет ли российская делегация предпринимать по этому поводу какие-то шаги?
-- Я со своими коллегами посетил стенд Пакистана, главе пакистанской делегации мы сделали соответствующее представление и попросили убрать из экспозиции образцы и бренды российского оружия. Если этого не будет сделано, мы через организаторов выставки попробуем провести соответствующие санкции. Демонстрация наших образцов без наличия прав на приобретение, без лицензионных прав -- откровенное пиратство. Мы с этим всегда боролись и продолжаем бороться. (После беседы с г-ном Аксеновым обозреватель «Времени новостей» побывал на пакистанском стенде -- автомата Калашникова там не было. Зато вчера утром почему-то появился 122-мм снаряд для гаубицы Д-30 и выстрел к гранатомету РПГ-7. -- Н.П.)
-- В продолжение вопроса. Громкую огласку получило копирование Китаем самолета Су-27. Чем завершилась эта история?
-- В декабре прошлого года Россия и Китай подписали соглашение о взаимной защите интеллектуальной собственности, которое исключит в будущем подобные истории. Но еще в 1994 году мы передали китайской стороне лицензию на производство самолетов СУ-27СК. Китай закупил у России для боевой учебы целый полк самолетов Су-27УБК. Имея то и другое, а также всю документацию, столько натурных образцов, несложно было сделать китайскую версию двухместного самолета. Единственное, что можно сказать в этом случае, -- российская сторона как лицензиар не несет ответственности за эксплуатацию китайского варианта. Говорить о пиратском варианте в данном случае можно с большой натяжкой. Это практически модернизация китайской стороной поставленной техники. Надеюсь, до споров в международном арбитраже с нашими китайскими партнерами мы не дойдем.
-- Что интересного вы обнаружили на стендах других стран?
-- Побывал на стендах турецких партнеров, которых мы хорошо знаем. Я восхищен прогрессом местных фирм. Безусловно, хорошо представлены немецкие, итальянские фирмы, отдельные из американских -- особенно авиационного направления.
|