Отложенные депутатские мандаты губернатора Свердловской области Эдуарда Росселя и мэра Екатеринбурга Андрея Чернецкого стали причиной оживленной дискуссии на вчерашнем заседании Центральной избирательной комиссии. Представители КПРФ фактически предлагали лишить чиновников возможности когда-либо использовать места в нижней палате в качестве «запасного аэродрома».
Напомним, принцип так называемого отложенного мандата позволяет кандидату, занимавшему в партийном списке на федеральных выборах проходное место, отказаться от места в Госдуме с правом занять его в дальнейшем, если во фракции освободится кресло. Такой отложенный мандат, по сути, числится за Владимиром Путиным, который, будучи еще президентом страны,
возглавлял список "Единой России" на думских выборах 2007 года, -- при желании глава правительства имеет право пересесть в освободившееся депутатское кресло. Как и несколько десятков региональных политиков-«паровозов», вписанных в партийные списки региональных групп ради внимания избирателей, но в итоге отказавшиеся менять свои резиденции на кресла в Охотном ряду.
На этот раз вакантное место в Госдуме образовалось в связи с тем, что депутат-единоросс Андрей Коваль, избранный в парламент по региональному списку Свердловской области, был назначен на пост руководителя Федеральной службы страхового надзора. В соответствии с замысловатыми подсчетами Центризбиркома, в котором, кажется, до сих пор не до конца понимают этот механизм ротации думских вакансий и региональных групп, мандат г-на Коваля должен был перейти какому-нибудь из кандидатов из североосетинского списка. Но вместо этого «Единая Россия» захотела направить в нижнюю палату член политсовета санкт-петербургского отделения партии Ирину Соколову. С точки зрения "Единой России", приоритет имела бы ее екатеринбургская группа, если бы там остались желающие кандидаты.
Член ЦИК Евгений Колюшин согласился, что «Единая Россия» должна была сначала предложить освободившееся место в Думе членам уральской региональной группы -- г-ну Росселю и г-ну Чернецкому. Отказываться от мандата по закону можно дважды. Один раз екатеринбуржцы не захотели садиться в кресла нижней палаты сразу после выборов 2007 года. И на сей раз отказ был бы вторичным. Получив его, ЦИК мог бы окончательно "исключить этих людей из списка кандидатов", заметил г-н Колюшин.
Исключить из списка в данном случае значило бы закрыть двери Госдумы для свердловского губернатора и мэра уральской столицы. Центризбирком на такую крайность не пошел. Некоторые члены комиссии обратили внимание коллег, что и г-н Россель, и г-н Чернецкий уже обращались с заявлением о вторичном отказе в генсовет правящей партии. Но секретарь комиссии Николай Конкин пояснил журналистам, что соответствующая статья закона о выборах депутатов не указывает, кому именно кандидаты должны направить свои отказы от мандатов. Поэтому Центризбирком учитывает только документы, поступившие в саму комиссию. А перед лицом родной партии откладывать мандат можно, по сути, до бесконечности.
«Такая трактовка ЦИК искажает смысл положения о том, что отказываться можно не более двух раз», -- настаивал Евгений Колюшин, поддержанный членом ЦИК от КПРФ с правом совещательного голоса Андреем Клычковым. В ответ член ЦИК Валерий Крюков заметил, что «это десятый подобный случай, рассматриваемый комиссией», и намекнул на политическую ангажированность коммунистов: «Меня удивляет, что голосование в энном количестве случаев проходит строго по закону, в то время как в других случаях делаются попытки сознательно использовать закон в политических целях».
Представитель «Справедливой России» в Центризбиркоме Сергей Даниленко обратил внимание на то, что возникший спор «показывает на перспективы отказа от так называемых «паровозов» в списках». С ним трудно не согласиться в самом широком смысле: правила, существующие с момента перехода к избранию Думы целиком по партспискам, делают настолько невнятной и размытой систему представительства российских регионов в нижней палате федерального парламента, что их пересмотр рано или поздно окажется неизбежен.
В итоге ЦИК отказался исключить г-на Росселя и г-на Чернецкого из списков кандидатов, то есть за ними по-прежнему остается право использовать отложенные мандаты, когда освободится подходящая вакансия. Таким образом, у уральского главы есть хотя бы теоретический шанс укрыться в мягком депутатском кресле в случае отставки с поста губернатора. Этот сценарий не так уж маловероятен, учитывая, что в опубликованном экспертами в марте «Рейтинге политической выживаемости» г-н Россель получил оценку «2» по пятибалльной шкале.
Впрочем, сам губернатор уверен, что нигде не пропадет даже и без мандата. «Высадите меня в лесу с лопатой и топором, -- заявил он на днях в ходе пресс-конференции, -- и я через несколько месяцев построю дом, огород разведу -- и себя спасу, и семью».