|
|
N°70, 23 апреля 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Эра самообеспечения
Региональные налоги собираются лучше федеральных
В налогово-контрольной сфере, похоже, грядет оттепель. После двух лет абсолютного молчания Федеральная налоговая служба начала выступать с официальными заявлениями. Вчера о собираемости региональных и местных налогов Совету Федерации доложил глава ФНС Михаил Мокрецов. Многие вопросы сенаторов поставили г-на Мокрецова в затруднительное положение. Причем вышестоящие по рангу коллеги -- министр и замминистра финансов Алексей Кудрин и Сергей Шаталов помочь c ответами главному налоговику страны не смогли.
Поступления от региональных и местных налогов в период кризиса продолжают расти на фоне снижения доходов от федеральных налогов. Местные налоги (подоходный и земельный) в структуре региональных в 2007 году составляли 2,3%, это было 12 млрд руб. В 2008 году доля местных налогов составила 2,5% -- 16 млрд рублей.
В 2007 году удельный вес региональных налогов (налог на имущество, транспортный, налог на игорный бизнес) в общей сумме налоговых поступлений составлял 10,9%, в 2008 году -- 11,9%. "Доля региональных налогов увеличилась на 71 млрд руб. и составила 306 млрд руб.", -- сообщил глава ФНС.
По словам г-на Мокрецова, наибольшая доля региональных налогов -- 86% -- приходится на налог на имущество организаций. Снижение показателей показывает лишь налог на игорный бизнес, что вполне объяснимо увеличением числа регионов, запретивших на своей территории игорные заведения.
С игорным бизнесом у выступающего вышла первая заминка. «Не планируете ли вы переводить налог на игорный бизнес в статус федеральных?» -- спросили сенаторы. Глава ФНС ответил, что это не его компетенция, и попросил переадресовать вопрос министру финансов. Алексей Кудрин после десятиминутного раздумья в свою очередь переадресовал вопрос заместителю министра финансов Сергею Шаталову. Тот ответил, что перевода этого налога в статус федерального не предвидится, так как игорных зон еще нет и заработают они нескоро. По этой логике, раз налог все равно поступать не будет, центру он совершенно не нужен.
«Будет ли передано взимание социальных взносов после отмены ЕСН в следующем году в социальные фонды или этим будут заниматься налоговики?» -- спросил Михаила Мокрецова сенатор Александр Починок, экс-министр по налогам и сборам. Этот вопрос г-н Мокрецов просто проигнорировал, ответив сенатору лишь на вторую часть вопроса, о том, почему так нетехнологично происходит взимание земельного и транспортного налогов. По словам главы ФНС, действительно, рассылка уведомлений по почте обходится в 36 руб. за каждое, что очень дорого в масштабах страны. Поэтому налоговая служба предлагает муниципальным властям организовать доставку уведомлений своими средствами. В свою очередь главный налоговик упрекнул местные власти в том, что своими нормативными актами они вводят авансы по налогам, в силу чего платежки по земельному налогу приходят три раза в год, каждая -- на очень небольшую сумму. «Мы не имеем права принуждать вас взимать свои налоги единовременно, но настоятельно рекомендовали бы делать это», -- сказал он.
В качестве рацпредложения глава ФНС рассказал об идее объединить все налоги, которые обязаны платить физлица, в один файл, чтобы для каждого гражданина готовили уведомления не четыре налоговых инспектора из разных отделов, а лишь один. Правда, ровно такую же идею он высказывал два года назад -- «привязать налоги к физическому лицу». С тех пор, видимо, в этой сфере так ничего и не сделано.
Не слишком сильно, судя по всему, глава ФНС вникает в текущую работу налоговых инспекций. Заминки с начислением транспортного налога, по его словам, происходят из-за несвоевременной передачи данных из ГАИ в инспекции. «Гражданин должен прийти к нам отметиться о снятии машины с учета, мы снимаем его с налогового учета, он возвращается в ГАИ, снова все объясняет там, но даже после этого произвести корректировку своих баз с этой машиной ГАИ не может». Интерпретация верна лишь наполовину. В ГАИ машина снимается с учета раз и навсегда, и ни один налогоплательщик не возвращается туда из налоговой, чтобы заново все оформить.
Не в состоянии оказался глава ФНС дать сенаторам внятный ответ по нашумевшей истории с «задолженностью детей Беслана». Родителям и опекунам бесланских детей, получающих бесплатное образование в лицее-интернате "Подмосковный", налоговые органы выставили требование об уплате подоходного налога с сумм, полученных ими в качестве материальной помощи на обучение. Общая сумма задолженности составляет 1 млн руб. Минфин выпустил по этому поводу специальное постановление, в котором разъяснил, что подоходный налог нельзя требовать от людей, пострадавших во время терактов. А с остальных детей, получивших целевую материальную помощь, получается, можно.
Газета «Время новостей» в прошлом году неоднократно писала о том, что подоходный налог требуют с групп детей-спортсменов, которым было оплачена поездка на соревнования, с детей-артистов, выезжающих на фестивали; с детей-сирот, получивших квартиры и не имеющих источников дохода, требовали уплаты земельного налога. Все эти инциденты решались только в судах, и руководство налоговой службы никак не комментировало абсурдность ситуаций. Сейчас, как пояснил г-н Мокрецов, ФНС ждет выхода закона, который окончательно бы поставил точку в остром вопросе взыскания налога с детей. По словам Михаила Мокрецова, на сегодняшний день налоговые органы приостановили взимание налога с учащихся Беслана, но отметил, что сами родители должны были быть внимательнее, подписывая договор об обучении детей. «Они были предупреждены о налоговых последствиях», -- заявил он. Правда, не уточнил, были ли они в должной степени осведомлены о том, что ни налоговая служба, ни Минфин, ни законодатели, уже много лет знакомые с проблемой, до сих пор не в силах разрешить налоговый «детский казус».
Долги банков заставят еще раз пересмотреть бюджет
Совет Федерации вчера утвердил новый вариант бюджета страны на 2009 год с учетом расходов на антикризисные меры.
По словам министра финансов Алексея Кудрина, «с учетом того, что федеральный бюджет выходит с большим дефицитом и большим использованием Резервного фонда, появляются новые риски». Как заявил министр финансов, уровень проблемной задолженности в российском банковском секторе в 2009 году достигнет 10%, и при превышении этого предела российские власти будут вынуждены вновь пересматривать бюджет. «С одной стороны, сохраняются основные социальные обязательства, с другой -- этот бюджет связан с существенным, почти на 28%, снижением доходов», -- сказал он.
Отвечая на вопросы сенаторов, он заявил, что правительство не ожидает дополнительных доходов бюджета в текущем году. "Но даже если дополнительные доходы и последуют, расходы увеличены не будут, поскольку дополнительные доходы пойдут на снижение дефицита бюджета", -- добавил глава Минфина.
По прогнозам Алексея Кудрина, средств Резервного фонда на покрытие бюджетного дефицита может хватить лишь на ближайшие два года. За это время, подчеркнул Кудрин, необходимо пересмотреть модель бюджета. Также г-н Кудрин отметил, что в номинальном выражении доходы бюджета на 2010 и 2011 годы не сократятся. Это означает снижение расходов в номинальном выражении на эти годы, так как дефицит бюджета придется сокращать с 7,4 до 5%. «Период увеличения расходов завершился», -- констатировал г-н Кудрин.
Дефицит региональных бюджетов в 2009 году, по прогнозам Минфина, составит 800--830 млрд руб. Доходы бюджетов субъектов в следующем году снизятся на 1,1 трлн руб., или на 18%, по сравнению с прошлым годом. При этом падение поступлений налога на прибыль в региональные бюджеты прогнозируется на уровне 45%. Расходы региональных бюджетов, по словам главы Минфина, снизятся примерно на 5% по сравнению с 2008 годом.
Ирина СКЛЯРОВА