|
|
N°70, 23 апреля 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
"Тамбовские" слушания
Суд над авторитетным бизнесменом из Петербурга Басруковым
Куйбышевский райсуд Петербурга вчера на выездном заседании в Мосгорсуде приступил к слушаниям по существу уголовного дела о рейдерских захватах в Северной столице, главным виновником которых следствие считает предполагаемого лидера тамбовской группировки, авторитетного предпринимателя Владимира Барсукова (он же Кумарин). Сам он вину не признает, о чем и завил вчера суду сразу после того как прокурор огласил обвинительное заключение. Вместе с Барсуковым на скамье подсудимых еще 7 человек.
Владимир Барсуков, как огласил вчера прокурор, обвиняется в хищении в составе ОПГ имущества и долей в уставном капитале ООО «Пушкинская» и ООО «Магазин «Смольнинский» в Петербурге. Cам суд должен был проходить в городе на Неве, но обвинение просило провести процесс в Москве, поскольку опасалось покушения на подсудимого. По словам прокуроров, у них есть данные о том, что криминальные авторитеты города планировали сорвать процесс над Барсуковым и для этого готовы были даже на убийство подсудимых. По этому поводу несколько обвиняемых вчера заявили суду ходатайства об истребовании у руководства Генпрокуратуры и СКП информации о том, возбуждено ли уголовное дело по факту «подготовки убийства фигурантов рассматриваемого дела» и признаны ли они потерпевшими по этому делу. Но суд в ходатайстве отказал.
Кроме того, еще один обвиняемый Олег Осташко попросил судью, чтобы к нему в СИЗО не допускали следователей Ирину Доценко и Андрея Косова, которые, по его словам, оказывают на него давление. Как рассказал г-н Осташко, его сын сейчас находится под стражей - его подозревают в даче взятки за освобождение отца. Причем еще недавно он находился под подпиской о невыезде, но некоторое время назад мера пресечения ему была изменена. После этого, по словам Олега Осташко, к нему в СИЗО стали приходить следователи, которые уговаривают его поговорить с сыном, чтобы тот дал показания против Владимира Барсукова и Вячеслава Дрокова, после чего он будет освобожден. Г-на Осташко поддержали еще несколько подсудимых, сказав о том, что к ним также приходят эти следователи и оказывают давление. «Это гораздо страшнее физической боли, когда сыпятся угрозы в твой адрес, в адрес твоей семьи», - сказал один из них.
Прокуроры, в свою очередь, заявили, что в отношении подсудимых возбуждены еще несколько уголовных дел, поэтому недопуск следователей в СИЗО будет мешать их расследованию. В рамках тех расследований Владимира Барсукова и его соратников обвиняют в рейдерском захвате еще более десятка питерских предприятий, организации ряда покушений и убийств и вымогательстве. В этом случае судья также встал на сторону обвинения и ходатайство отклонил.
Затем подсудимые ответили на вопрос судьи, признают ли они себя виновными. «Я полностью не признаю свою вину и даже не намерен высказывать свое отношение к предъявленному обвинению», -- сказал г-н Барсуков. Двое из восьми фигурантов дела -- Олег Кумище и Альберт Старостин -- вину признали частично. Они подтвердили, что передавали и брали подложные документы. Остальные вины также полностью не признали.
После этого суд приступил к допросу единственного потерпевшего, явившегося в суд - бывшего замгендиректора ООО «Пушкинская» Алексея Храмова. Правда, обвинению он толком не помог. Как рассказал г-н Храмов, в октябре 2005 года в офис ООО «Пушкинская» вошли какие-то люди (около десяти человек), и, заявив, что предприятие принадлежит теперь им, попросили всех освободить помещение. Никого из сидящих на скамье подсудимых он не узнал. Потом выступил первый свидетель обвинения - гендиректор петербуржского Дворца молодежи Андрей Карпенко. Он рассказал, что из всех подсудимых знаком лишь с Владимиром Барсуковым, который неоднократно отмечал свой день рождения во Дворце молодежи, Вячеславом Дроковым и Александром Баскаковым. Всех их он, впрочем, охарактеризовал как положительных людей, и заявил, что не знает ни о каких их «темных» делах.
Больше всех помог обвинению предприниматель из Петербурга Бадри Шенгелия. Он заявил, ему хорошо известна Тамбовская преступная группировка, в которую, по его словам, входят все подсудимые. «Их главная деятельность - захват предприятий. Барсуков был у них руководителем, он давал деньги на все мероприятия, которые между остальными участниками ОПГ распределял Дроков (следствие считает его вторым человеком в преступном сообществе после Барсукова - Ред.). Все остальные разрабатывали планы рейдерских захватов», - сказал бизнесмен.
«В конце 2004 года он обратился ко мне с предложением помочь ему и Барсукову в юридическом сопровождением рейдерских захватов. У меня был знакомый в юридической компании, а они по какой-то причине думали, что я ее возглавляю - поэтому и обратились, -- сказал г-н Шенгелия. - Я от этого предложения отказался, но несмотря на это, в дальнейшем подобные предложения поступали ко мне от Дрокова неоднократно. Я не знаю почему, но он мне все рассказывал об их делах - видимо, доверял мне. При этом я несколько раз был свидетелем того, как участники этой группы передавали друг другу подложные документы и рассуждали о предстоящих захватах». По его словам, ему точно известно, что на захват каждого предприятия Владимир Барсуков тратил 2 млн долларов.
Со слов Бадри Шенгелия, схема рейдерского захвата была проста: в налоговой инспекции за взятку меняли в документах учредителей и гендиректора предприятия, после чего новый «руководитель» собирал документы и завладевал зданием. "Работали" участники ОПГ, по словам бизнесмена, и с арбитражными судами, в которых истинные владельцы предприятий пытались отсудить отнятый бизнес. Работникам судов, по словам свидетеля, якобы также платили деньги за то, чтобы они затягивали процесс - порой процессы длились несколько лет. Отчаявшиеся истцы в итоге соглашались на сделку с преступниками, и те платили им от нескольких сотен тысяч до 2 млн долл. «отсутпных», после чего продавали в разы дороже. Сам г-н Шенгелия, по его словам, купил у Барсукова ООО «Магазин Смольненский» за 6 млн долл., тогда как потратил на него Владимир Барсуков всего 2 млн.
Как позже заявил адвокат г-на Барсукова Сергей Афанасьев, словам Шенгелии верить нельзя - «за него все написали следователи». У обвинения, по словам защитника, заготовлено еще 95 свидетелей, допрос которых продлится ближайшие дни.
Сергей МИНЕНКО