|
|
N°69, 22 апреля 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Наконечник разящего копья
Барак Обама воодушевил сотрудников ЦРУ
Во второй половине дня в понедельник, 20 апреля, когда в Москве уже была глубокая ночь, президент США Барак Обама в спешном порядке провел встречу с персоналом штаб-квартиры ЦРУ в Лэнгли. В своей десятиминутной речи он не поскупился на высокие эпитеты и похвалы в адрес ведомства. По его словам, ЦРУ -- это «фундамент национальной безопасности Америки», «необходимый инструмент», «наконечник разящего копья». Барак Обама выразил «полное доверие» своему назначенцу на пост директора ЦРУ Леону Панетте и «всеобъемлющую поддержку» всем остальным сотрудникам. «Мы живем в опасное время, -- сказал хозяин Белого Дома. -- И я нуждаюсь в вас как никогда прежде».
Выступление президента неоднократно прерывалось бурными овациями и одобрительными криками тысячной аудитории. Так что первое посещение Бараком Обамой в качестве президента США главного шпионского ведомства страны прошло успешно. Похоже, ему удалось поднять моральный дух разведчиков, сильно подорванный недавним решением новой администрации опубликовать официальные инструкции, касавшиеся методов допроса захваченных в Афганистане и Ираке террористов.
Часть этих методов -- в частности, погружение подозреваемых в воду -- признана правозащитниками и американским судом подпадающими под определение пыток. Согласно одному из документов, «погружение в воду» применялась в общей сложности 266 раз, в том числе в отношении двух лиц, считавшихся высокопоставленными представителями «Аль-Каиды». Даже лояльный Обаме Леон Панетта противился рассекречиванию этих документов. А бывший вице-президент США Ричард Чейни призвал Обаму одновременно обнародовать материалы, «документально подтверждающие эффективность расследования» с применением вышеуказанных методов. Проблема обрела столь острый характер, что президентскую поездку в Лэнгли готовили второпях. Она состоялась сразу после его возвращения с саммита Америк в столице Тринидада и Тобаго Порт-оф-Спейне.
Барак Обама страстно защищал свои решения. Он подчеркнул, что прежняя практика ЦРУ нарушала коренные американские принципы, президент будто пытался превратить разведчиков в политических идеалистов, придерживающихся высочайших моральных принципов: «То, что делает США особенной страной, и то, что делает вас особенными, -- так это тот факт, что мы стремимся придерживаться наших ценностей и идеалов даже тогда, когда это трудно. Да, это делает вашу работу труднее. Но и мою тоже». Ранее Обама заявил, что никакого преследования офицеров, проводивших допросы с пристрастием, не будет и что одобрившим такие методы высокопоставленным членам бывшей администрации Джорджа Буша также ничего не угрожает.
Президент повторил разведчикам свое обещание «энергично» поддерживать и защищать «их личности и их безопасность» во время выполнения поставленных задач. «Не смущайтесь тем, что нам пришлось признаться в потенциальных ошибках. Так мы учимся», -- с таким призывом обратился Барак Обама к американским Джеймсам Бондам, значительную часть которых составляют молодые офицеры, пришедшие в ЦРУ после сентябрьских терактов 2001 года.
Но если в здании ЦРУ президента сопровождали аплодисменты и возгласы одобрения, то снаружи его встретила критика с самых разных сторон. Республиканец Кристофер Бонд, вице-председатель сенатского комитета по разведке, назвал действия Обамы «сигналом персоналу ЦРУ о том, что правительство бросает разведчиков на произвол судьбы».
Правозащитники обвиняют президента в непоследовательности. «Чтобы жить согласно нашим ценностям, нам нужно следовать закону. Пытки -- это преступление. Вопреки предыдущим заявлениям президента Обамы, ответственность за них не является мщением. Это неотъемлемая часть любой действующей демократии и восстановления американских ценностей и репутации страны», -- сказал исполнительный директор Американского союза гражданских свобод Энтони Ромеро.
Даже соратница Обамы по Демократической партии сенатор Дайана Файнстайн, глава комитета по разведке, имеет основания быть недовольной. Она призывала президента не высказывать суждений о том, преследовать или не преследовать лиц, ответственных за пытки, до окончания расследования, которое проводит за закрытыми дверями ее комитет. Барак Обама к ней не прислушался. А законодатели таких вещей обычно не забывают.
Николай СНЕЖКОВ, Вашингтон