|
|
N°64, 15 апреля 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Транспорт вывезет
Владимир Путин нашел выезд из кризиса
На прошедшем вчера в Санкт-Петербурге совещании, посвященном проблемам и перспективам транспортного комплекса, была предложена "историческая" модель выхода из кризиса. По примеру Франклина Рузвельта, который во времена Великой депрессии в США начал массовое строительство дорог, чем существенно поднял экономику, премьер-министр России Владимир Путин предложил государственно поддерживать развитие аэропортов, морских портов, систему внутренних водных сообщений, автомобильных и железных дорог.
Обсуждение хода реализации федеральной целевой программы "Модернизация транспортной системы России" прошло в Санкт-Петербурге, возможно, потому, что петербуржец премьер-министр Владимир Путин еще не видел недавно отстроенные участки Западного скоростного диаметра (ЗСД) и Кольцевой автодороги (КАД), впечатляющие своими пролетами не только простых горожан. Поэтому свой рабочий день председатель правительства начал вчера на свежем воздухе.
Напомним, что сейчас в Петербурге завершен первый этап 1-й очереди строительства ЗСД, в ходе которого к диаметру подключили 3-й и 4-й участки порта и присоединили его к Кольцевой автодороге. Впереди -- второй, завершающий этап первой очереди. Но город столкнулся с рядом проблем. Концессионера, до сих пор участвовавшего в строительстве, из-за кризиса не удалось довести до подписания договора. А своих средств городу для продолжения работ не хватило бы.
Премьер-министру показали самый "экватор" строительства ЗСД. Встав на распутье и посмотрев на то, что сделано, и на то, что еще предстоит сделать, Владимир Путин заявил, что в этот же день подпишет постановление правительства о выделении субсидий на завершение первой очереди ЗСД в размере 20,6 млрд рублей.
Условием предоставления федеральных субсидий премьер-министр назвал обязательства Санкт-Петербурга со своей стороны выделить 6,7 млрд руб., закончить первую очередь к концу 2010 года, а весь ЗСД сдать в эксплуатацию через пять лет. Губернатор Петербурга Валентина Матвиенко, естественно, тут же заверила Владимира Путина в том, что регион выполнит все обязательства.
После этого чиновники направились не в Константиновский дворец, как это было принято до сих пор, а в зал заседаний дирекции дорожно-эксплуатационного предприятия КАД. Кроме Валентины Матвиенко в совещании под председательством Владимира Путина участвовали вице-премьер Сергей Иванов, полномочный представитель президента в Северо-Западном федеральном округе Илья Клебанов, министр транспорта Игорь Левитин и руководители профильных -- транспортных, фискальных и финансовых -- федеральных служб и агентств.
Два часа чиновники посвятили обсуждению федеральной целевой программы по модернизации транспортной системы России, рассчитанной до 2015 года, и мерам, которые смогут обезопасить ее от кризиса. Решение было чисто "рузвельтовское" -- не останавливать старые стройки и начинать новые. Например, строительство ЗСД не только создаст инвестиционную привлекательность региону, но и даст работу 7 тыс. человек.
Но эта идея не была трафаретом. В ее ракурсе планировалось обсудить каждый проект в отдельности. Поэтому глава Минтранса Игорь Левитин в своем докладе Владимиру Путину отдельно осветил состояние каждой отрасли, курируемой министерством, -- автомобильной, воздушной, водной, железнодорожной. У всех оказалась одна общая и существенная проблема -- отсутствие достойной инфраструктуры, которую надо создавать. По словам г-на Левитина, в 2008 году совокупный объем финансирования транспортного строительства составил 421 млрд руб. На эти деньги были завершены реконструкции взлетно-посадочных полос в восьми аэропортах, закончено строительство второй нитки шлюза Кочетковского гидроузла на Дону. Появились крупные объекты вроде железнодорожно-автомобильно-паромной переправы Усть-Луга -- Балтийск, морской пассажирский терминал на Васильевском острове.
Правда, выяснилось, что масштабное транспортное строительство, решая одну проблему, тут же погружается в другую. До сих пор инфраструктура транспортного комплекса оценивалась недорого. Соответственно налог на имущество, отдаваемый регионам, был для предприятий отрасли приемлемым. В 2008 году сборы по этой статье в транспортной отрасли составили лишь 9 млн руб. Новое строительство дает новое имущество, и в ближайшие годы налог может вырасти до 2 млрд руб. "Мы попросили премьер-министра обратиться к регионам, чтобы те сдержали налоговое рвение в этом вопросе. Заплатив налог, аэропорт не сможет построить новые полосы. Это разорит предприятия и сведет на нет начатое возрождение отрасли", -- пояснил г-н Левитин.
Кстати, на совещании было подтверждено решение выделить Калининградской области 4 млрд руб. для внесения в уставный капитал авиакомпании "КД авиа", которая неоднократно заявляла о сложном финансовом положении и была вынуждена задерживать рейсы за рубеж из-за высокой задолженности перед лизинговыми компаниями. В связи с этим министр транспорта предложил правительству увеличить размер компенсаций из федерального бюджета до трех четвертей от общей суммы за лизинговые платежи авиакомпаний, приобретающих авиатехнику за рубежом.
Но Минтранс собирается поддерживать не только авиакомпании. По словам Игоря Левитина, в уставный капитал ОАО "Российские железные дороги" может быть направлено дополнительно 100 млрд руб. "Эта сумма необходима, поскольку изначальная инвестиционная программа компании в объеме 434 млрд руб. была сокращена до 250 млрд руб.", -- пояснил министр. Премьер сразу же ответил, что на компенсацию выпадающих доходов РЖД из бюджета будет направлено пока только 50 млрд рублей.
Подытожил заседание Владимир Путин программным выводом: "Если поддержать транспортную отрасль, то она выведет нас из кризиса, дав приток инвестиций регионам и рабочие места гражданам". Для решения всех насущных вопросов отрасли на вчерашнем заседании было решено создать рабочую группу под руководством вице-премьера Сергея Иванова, которой предстоит изучить и принять решение по каждому конкретному проекту.
Михаил ТЕЛЕХОВ, Санкт-Петербург