|
|
N°60, 09 апреля 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Платформа-2009
Антикризисные предложения по поддержке бизнеса
Политика распределения государственной помощи избранным компаниям через уполномоченные банки не оправдывает себя. Если идти по этому пути, финансовые резервы России будут истрачены уже в ближайшие месяцы.
Выступление президента РФ Дмитрия Медведева на заседании Госсовета в Иркутске 20 февраля 2009 года может заложить основу для нового экономического курса. Президент России сказал: «Единственный внятный и долгосрочный ответ на безработицу -- это создание новых рабочих мест в малом бизнесе. И он не обидный и не ущербный для тех, кто остался без работы». Да, малый бизнес способен создать миллионы новых рабочих мест. Но, к сожалению, пока он сам находится в «обидном и ущербном» состоянии из-за административного давления -- бесконечных проверок, системной коррупции. Любой милиционер, когда захочет, может прийти в офис, чтобы вымогать деньги под предлогом «борьбы с экономическими преступлениями».
Принципы антикризисной политики:
Прозрачность действий государства. Меры экономической политики должны вырабатываться в публичном диалоге власти, общества и бизнеса. Полные данные о расходовании всех без исключения средств правительством и Банком России должны публиковаться на их сайтах, средства должны распределяться исключительно на принципах прозрачности и подотчетности.
Рост эффективности. Важнейший смысл преодоления кризиса -- в замене неэффективных собственников и менеджеров. Государственная помощь полуобанкротившимся компаниям, осуществляемая без замены их собственников, работает на разрушение российской экономики: стимулируется неэффективность. Эффективные компании не нуждаются в государственных деньгах, но они нуждаются в освобождении от «бюрократического ярма» и защите собственности. Необходимо дать возможность быстрого развития тем малым, средним и большим предприятиям, которые твердо стоят на ногах и успешно справляются с кризисом. Именно они должны создать восходящий тренд российской экономики.
Оперативность. Правительство и Государственная дума только в марте 2009-го приступили к пересмотру федерального бюджета на 2009 год, рассчитанного из цены нефти 95 долл. за баррель. Бюджеты регионов становятся заложниками медлительности федерального центра. Правильные меры в поддержку бизнеса, заявленные президентом и председателем правительства РФ, не реализуются на местах. О сокращении проверок малого и среднего бизнеса руководители государства говорят с лета 2008 года, по факту количество проверок не уменьшается. 20 февраля в Иркутске Дмитрий Медведев заявил, что антикризисные меры осуществляются «неприемлемо медленно». Для бизнеса медлительность и в целом неопределенность экономической политики создают обстановку неясности перспектив и высоких рисков.
Антикоррупционность. Каждое антикризисное действие государства должно быть сопряжено со снижением коррупции, для чего недостаточно принять законы и проводить совещания -- нужна демонстрация конкретных, ощутимых всеми результатов.
Российские предприниматели предлагают руководству страны незамедлительно использовать опыт антикризисной политики Республики Казахстан. Экономика Казахстана схожа с российской и по структуре отраслей, и по проблемам. Многие меры экономической политики Казахстана будут благотворны и для предприятий России. В Казахстане уже второй год действует мораторий на проверки малого и среднего бизнеса, принят новый налоговый кодекс, снижающий нагрузку на бизнес, госбюджет пересчитан из расчета 25 долл. за баррель нефти, радикально сокращены госрасходы.
Сегодняшняя ситуация является для России переломной, требующей новой экономической политики, когда руководством должна быть ясно осознана спасительная роль законодательно и институционально защищенной экономической свободы. Жизненно необходим экономический курс, открывающий свободу для роста массового предпринимательства в России. Главный принцип нового курса -- освобождение экономической активности.
Первоочередные меры 2009 года:
1. Мораторий на проверки предприятий малого и среднего бизнеса. В феврале 2008 года такая мера введена в Казахстане. Она доказала свою высокую эффективность. В 2009 году Казахстан продлил этот мораторий. В России задачу ввести мораторий на проверки поставил Дмитрий Медведев еще год назад, но вопрос не решен. Прямой запрет проверок резко ограничит коррупционное давление на бизнес, позволит снять с него незаконное двойное -- налоговое и квазиналоговое -- бремя. Чиновники, приходящие с проверками во время действия моратория, должны незамедлительно увольняться и подвергаться крупным денежным штрафам.
2. Право предприятий малого и среднего бизнеса с 1 июля 2009 года подавать все налоговые документы исключительно по электронной почте.
3. Налоговые каникулы для малого бизнеса (кроме ЕСН и пенсионных отчислений). Доля налогов от малого предпринимательства в общих доходах государства мизерна. Зато затраты на «администрирование» налогов, на проверки значительны. Налоговые каникулы дадут мощный импульс для роста производства и занятости, а также сократят низкопродуктивные административные расходы государства. Сегодня государственные деньги, направляемые на поддержку малого бизнеса через банки, недоступны для предприятий. Необходимо перенаправить эти деньги напрямую в бюджет на покрытие выпадающих от сокращения налогов доходов. Такой механизм поддержки бизнеса резко сузит поле коррупции. Имеется успешный опыт налоговых каникул у Индии и Китая в развитии высокотехнологичных производств. 13 февраля 2009 года решение о налоговых каникулах для малого бизнеса приняло правительство Австралии, есть подобные примеры и в странах ЕС.
4. Нулевой налог на год для стартующего в 2009 году малого и среднего бизнеса. Нулевой налог на год для индивидуальных предпринимателей. Установив нулевой налог на индивидуальных предпринимателей и на стартующий бизнес, государство ничего не потеряет, зато обеспечит быстрый рост занятости и деловой активности.
5. Реализация программы кредитования банками малого и среднего бизнеса по приемлемым ставкам при финансовом содействии государства (путем перечисления средств из госбюджета на корреспондентские счета банков в ВЭБе для последующей проверки их целевого использования. Участие в программе по желанию всех без исключения банков при условии софинансирования -- на каждый миллион рублей госсредств добавляется полмиллиона рублей самими коммерческими банками).
6. Мораторий на аресты предпринимателей до суда по экономическим обвинениям. Аресты предпринимателей стали орудием коррупционного шантажа со стороны «правоохранителей». Аресты широко применяются в тех случаях, когда закон предусматривает другие меры пресечения: залог, поручительство и т.д. Идея моратория на аресты была поддержана Дмитрием Медведевым, но застряла в бюрократических согласованиях.
7. Реформа налогового администрирования. В октябре 2008 года Федеральная налоговая служба приняла приказ, который ввел принцип бюрократического волюнтаризма. Установлены квоты на отрасли и предприятия по изъятию средств -- вне зависимости от показателей их работы.
8. Пересмотр государственного бюджета. Главная антикризисная мера и для бизнеса, и для государства -- сокращение издержек. Бизнес свои расходы сокращает. И государству есть на чем сэкономить. Недопустимо тратить государственные средства на поддержание фондового рынка, а также на поддержку обреченных и обанкротившихся компаний. Дефицит бюджета не должен в 2009 году превысить 5% ВВП.
9. Отмена бонусов для руководства госбанков и госкомпаний. Ограничение доходов руководства госкомпаний: не более уровня зарплаты премьер-министра РФ. Сегодня все развитые экономики объявили войну бонусам. В США с премиями топ-менеджерам борется президент Барак Обама. Он объявил о необходимости установления потолка зарплаты в 500 тыс. долл. в год для руководителей компаний и банков, которые нуждаются в госсредствах или получили помощь со стороны государства. Франция также разрабатывает нормы об ограничении премий для высокопоставленных банкиров. В Великобритании минфин распорядился провести расследование по делу о премиальных руководителям банков. Премьер-министр Казахстана распорядился, чтобы зарплата руководителей госкомпаний и банков не превышала зарплаты премьер-министра. В России нельзя затягивать с проведением аналогичных мер.
10. Национализация для реприватизации. Требуется смена собственников и менеджмента провалившихся корпораций и банков. «Вскрытие долгов»: публикация данных о внешних и внутренних долгах крупнейших корпораций, открытый аудит деятельности. Механизм смены собственников: национализация посредством обмена акций на государственное участие в решении долговых проблем и последующая приватизация. Данная мера обеспечит экономию государственных резервов, рост эффективности и конкурентоспособности экономики страны, высокие бюджетные доходы в будущем, при продаже предприятий новым собственникам.
11. Замораживание тарифов монополий и тарифов ЖКХ на 2009 год.
12. Мораторий на принятие законодательных актов, ухудшающих условия ведения бизнеса.
13. Изменения в бюджетное законодательство, согласно которым все налоги, уплачиваемые субъектами малого предпринимательства, останутся в распоряжении субъектов федерации и органов местного самоуправления, в соотношении 30:70 соответственно.
14. Обеспечение гарантий субъектам малого предпринимательства на выкуп по рыночной цене арендованного не менее трех лет муниципального или государственного помещения с выплатой в рассрочку не менее чем в течение пяти лет.
15. Предоставление права до 25% от налога на прибыль направлять в «кассы взаимопомощи» (кредитные союзы) для кредитования малого бизнеса на территориях соответствующих муниципалитетов.
16. Создание в правительстве самостоятельного федерального органа, ответственного за развитие малого и среднего предпринимательства в России.
17. Установление постоянного общественного контроля над судами с целью обеспечения гарантий их ответственности и беспристрастности, создание действенного механизма неотвратимости жесткого наказания судей за незаконные и необоснованные решения, а также за волокиту.
18. Широкая амнистия бизнес-заключенных.
Сергей АЛЕКСАШЕНКО, директор по макроэкономическим исследованиям ГУ "Высшая школа экономики",
Евгений ГОНТМАХЕР, научный руководитель Центра социальных исследований и инноваций Института экономики РАН,
Владислав ИНОЗЕМЦЕВ, экономист,
Александр ЛЕБЕДЕВ, президент Национального инвестиционного совета, участник Общественной антикризисной инициативы,
Александр ПОПОВ, председатель российского профсоюза среднего и малого бизнеса,
Владимир РЫЖКОВ, независимый политик, участник Общественной антикризисной инициативы,
Андрей ЧЕРЕПАНОВ, руководитель Проекта национального развития,
Яна ЯКОВЛЕВА, председатель НП «Бизнес Солидарность»
|