|
|
N°60, 09 апреля 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
"Если от человека веет теплом"
В России почтили память убитых в Ираке курдов-езидов
Не менее семи человек погибло и более 25 было ранено вчера при взрыве бомбы, заложенной у шиитской мечети в районе Казымия на севере Багдада. Днем ранее президент США Барак Обама, появившийся в Багдаде с необъявленным визитом, сказал лидерам Ирака, что ближайшие 18 месяцев будут самыми «критическими» в смысле обеспечения стабильности в этой стране. В течение этого срока он собирается вывести большую часть американских сил из Ирака и передать ответственность за безопасность Ирака его властям. Иракский президент курд Джаляль Талабани согласился с тем, что его стране пора двигаться к "цивилизованному развитию", но когда он это говорил, у другой шиитской мечети в столице 7 апреля взрывом были убиты девять человек.
В те же часы в Москве почтили память около тысячи жертв смертоносных терактов, осуществленных в августе 2007 года неустановленными террористами-смертниками. Тогда в курдском районе Синджар (курды называют эту горную местность Шангала) на севере Ирака прогремели самые крупные в стране взрывы за все последние годы. Террористы привели в действие взрывные устройства, заложенные в бензовозы. Почти все погибшие тогда, в большинстве своем старики, женщины и дети, были не просто курдами, а курдами-езидами. То есть представителями одной из самых древних и таинственных религий на Ближнем Востоке.
Им посвящена презентованная сейчас в агентстве РИА Новости книга-фотоальбом, рассказывающая о главной езидской святыне -- расположенном в Иракском Курдистане храме Лалыш. Презентацию первого в своем роде издания провели челябинские ученые: историк Лада Ивасько и археолог Станислав Григорьев. Они рассказали "Времени новостей", что финансирование и организационное обеспечение двух их экспедиций взяло на себя региональное правительство Курдской автономии. Богато иллюстрированный альбом отпечатан в Екатеринбурге на средства российских бизнесменов курдского происхождения, среди которых много езидов.
Езиды верят в единого Бога-творца -- Худе или Эзида, и российское курдоведение, по масштабам и глубине своих исследований не имеющее равных в мире, считает езидизм древнейшим монотеизмом, чьи предания и символы были позже отражены в Торе, Библии и Коране. На стенах храма Лалыш можно увидеть изображения креста, розеток по типу цветочных (так называемые солярные знаки -- символы солнца), шестиконечной звезды (на снимке) .
Тысячелетия назад езидами были все курды, однако под давлением исторических обстоятельств большая их часть приняла другие вероучения, в том числе ислам. Оставшиеся езиды, которых воинствующие представители новых религий называли язычниками, спасаясь от зачастую насильственной ассимиляции, начали скрывать свою религиозную принадлежность. Видимо, по этой же причине они объявили, что езидом можно только родиться, но нельзя стать, и в результате выделились в этноконфессиональную группу: все езиды -- курды, но не все курды -- езиды. Сейчас в мире, по разным данным, из 30 или 40 млн курдов около 1 млн езидов, причем часть из них живет в странах СНГ, включая Россию. Община российских езидов -- вторая по численности после иракской. В Ираке они живут в Курдской автономии, но встречаются и в арабских провинциях.
Несмотря на закрытость езидизма и наличие внутри него каст (мюридов-мирян, священнослужителей и учителей -- шейхов и пиров) со строгой регламентацией брачных союзов, это веротерпимая религия, дозволяющая всем желающим участвовать во многих ее обрядах и даже таинствах. Нравственная заповедь езидов гласит: «Если от человека веет теплом, не спрашивай, в кого он верит, а сделай гостем своего дома». Это, однако, не уберегло их от терактов, направленных, как пояснил «ВН» один из представителей Демократической партии Курдистана в России и СНГ Юрий Набиев, «на вытеснение иракских езидов из спорных с иракскими арабами районов, а Шангала является таким районом».
Замглавы совета Федеральной национально-культурной автономии курдов России Султан Халиль сказал «ВН», что «намеренное деление курдов на езидов и собственно курдов имеет целью разобщить единый народ и лишить его драгоценного исторического наследия». По его словам, «хотя крестоносцев в Иерусалиме победил курд из иракского Тикрита и, по многим данным, езид Саладин, сейчас, по прошествии 800 с лишним лет, в странах компактного проживания курдов -- Ираке, Иране, Сирии и Турции -- езидов на значительных постах нет». «Сейчас гражданская активность езидов растет, в Ираке они готовят создание собственной политической партии», -- отметил наш собеседник.
Александр САМОХОТКИН