|
|
N°59, 08 апреля 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Тот да Винчи?
В Италии выставлен очередной неизвестный портрет великого Леонардо
В Музее народов Лукании итальянского города Вальо ди Базиликита сегодня шумно и людно. Новая таинственная находка, связанная с именем Леонардо да Винчи -- возможно, автопортрет великого флорентийца -- вывешена на суд публики. Вновь найденное полотно здесь можно будет увидеть до 21 августа 2009 года.
Зачастую шедевры, место которым в лучших галереях мира, прозябают на чердаках и в подвалах, скрываются в семейных архивах, а спустя годы вдруг «всплывают». Именно к классу "подпольных " принадлежал портрет Леонардо. Как сообщает Lenta.ru, в декабре 2008 года его обнаружил историк-медиевист Никола Барбателли в частной коллекции. Конечно, после жития в далеко не "тепличных" условиях без надлежащего ухода раритет сильно пострадал. Но, несмотря на повреждения, в чертах мужчины средних лет с длинными волосами, изображенного на картине, итальянцы легко узнали гениального соотечественника. Провели экспертизу. В ней участвовали специалисты высокого класса из разных стран, применялись новейшие технологии -- все по высшему стандарту. В результате выяснилось: портрет по крайней мере был создан при жизни гения, ориентировочно в конце XV века.
Более того, по одной из версий, эта картина принадлежит кисти самого гения. Кроме художественных особенностей на авторство Леонардо указывает и характерная метка на тыльной стороне холста -- автограф "написано мной" в зеркальном отражении. Маг эпохи Возрождения, как известно, писал справа налево.
Как рассказали корреспонденту «Времени новостей» в пресс-службе Музея изобразительных искусств имени Пушкина, итальянцы -- авторитетные мастера по части экспертиз произведений искусств, особенно эпохи Ренессанса, поэтому основания верить их заключению есть. Правда, пока сами специалисты не берутся однозначно заявлять об авторстве Леонардо. «Великолепные итальянские специалисты, конечно, смогут дать точное экспертное заключение о подлинности картины или же о ее подделке. Нужно подождать, и если портрет окажется не фальсификацией, он найдет свое место в галереях Рима или Флоренции, и мир увидит его», -- добавили в пресс-службе Музея изобразительных искусств имени Пушкина.
Если гипотеза подтвердится, находка поможет исследователям восстановить облик великого мастера в разные периоды его жизни. Ведь в отличие от многих художников Леонардо да Винчи не оставил картотеки автопортретов, не вписывал себя в собственные полотна в образе какого-либо героя. Сегодня всем известен образ Леонардо да Винчи в летах: знаменитый карандашный автопортрет пожилого мастера выставлен во флорентийской галерее Уффици. Более поздние живописные изображения да Винчи кисти французских художников основаны именно на этом историческом материале.
Кроме Леонардо в пожилом возрасте, есть два достаточно точных изображения юного маэстро кисти. Это статуя Давида (Верроккьо) и картина "Три архангела с Товием" (Боттичелли). Скульптура Вероккьо -- это копия 14-летнего Леонардо. Будущий Человек Века ходил в то время в учениках у маститого архитектора и художника Вероккьо и послужил моделью. На картине Боттичелли молодой да Винчи -- крайний слева.
Правда, в январе итальянские ученые уже обнаружили неизвестный доселе автопортрет мастера в зрелом возрасте. Тогда изначально Леонардо да Винчи приняли за Галилео Галилея, но позже исследователи установили, что перед ними именно ранний автопортрет мастера эпохи Возрождения. На этом холсте Леонардо выглядит на 20 лет моложе, чем на карандашном наброске в Уффици. Поиски, увенчавшиеся успехом, итальянцы вели пять лет, начав изучать живописные материалы по истории рыцарского ордена тамплиеров. Как сообщает Newsru.com., сейчас картина проходит завершающую стадию экспертизы в комиссии, возглавляемой Алессандро Венцози, директором Национального музея Леонардо в родном городе художника.
Однако бить в набат с криком "Сенсация!" насчет обеих находок еще рано. Лаура Коррегиоли из Музея Леонардо да Винчи уверяет, что вновь найденная картина -- все же не автопортрет мастера. Как г-жа Коррегиоли рассказала корреспонденту "Времени новостей", это полотно скорее всего создано на основе пока единственного однозначно подлинного автопортрета Леонардо, выставленного в Уффици.
Дарья ЛУГАНСКАЯ