Время новостей
     N°59, 08 апреля 2009 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  08.04.2009
Зона совриска
Новые выставки на «Винзаводе»
Параллельно с удачными вернисажами в рамках фестиваля «Мода и стиль в фотографии» своим чередом идет художественная жизнь на самой модной территории современного искусства столице, в артцентре «Винзавод». Что там сегодня? Прежде всего, увы, должно сознаться, что старейшины нашего галерейного цеха, «Айдан» и XL, пребывают в затянувшемся кризисе. В обеих галереях по-настоящему убедительных, внятных по пластической идее или интеллектуальному месседжу экспозиций не было уже порядком времени. Сегодня в «Айдан» можно посмотреть перерисованные некой художницей Ириной Дэвис фривольные картинки американских плакатов и журналов эпохи ар-деко, 1930--1940-х годов. Выставка имеет историческое, забрендированное еще корпорацией Coca Cola в начале XX века название PinUp Girls. PinUp -- от англ. pin up -- «прикалывать», «плакат, пришпиленный к стене». Прикол в том, что Дэвис перерисовывает маленькие казарменные радости американской армии: украшавшие стены картинки с блондинками, у которых в самое неподходящее время лопалась резинка на трусиках, а юбочка услужливо в тот же момент задиралась порывом ветра... Сегодня прилежное клонирование таких приколов можно назвать атавизмом постмодернизма, а можно просто неловким жестом галеристов, растерявшихся в момент, когда надо решить для себя: превратиться в честный, торгующий салонным искусством магазин или оставаться на территории contemporary art. А выбирать придется -- нынешнее финансовое положение на двух стульях посидеть не даст: как у тех девушек с плакатов PinUp, конфуз выйдет. Моветошка неожиданная...

Похожие репертуарные проблемы у уважаемой галереи XL. С одной стороны, галерея делает своим художникам экспозиции хорошего музейного уровня на этажах Московского музея современного искусства в Ермолаевском переулке. С другой стороны, в родном пространстве XL на «Винзаводе» старые и новые герои галереи чаще всего показывают работы, которые выстроены на скучной эксплуатации однажды найденных приемов. Энергии в них мало. Новаторства еще меньше. Сейчас, например, можно посмотреть инсталляцию художника «Поролона» -- Сергея Шеховцова «392 по Фаренгейту». Из нехудожественных предметов (бытовой техники в основном) и материалов (в том числе любимого им поролона) Шеховцов монтирует подобие мусорной башни Третьему Интернационалу Владимира Татлина (вместо верхнего яруса башни шеховцовское творение венчает фигурка маленькой сентиментальной собачки-робота). Традиция подобным образом бороться с консюмеризмом, конечно же, почтенная, не только от футуристов, но и от дадаистов (Швиттерс), и от «новых реалистов» (Арман), и от других идущая. В концепционном смысле нового ничего нет. Может, в пластическом? Увы, нет тоже: пространственно скульптура артикулирована слабо, особой маэстрией сделанности (обычной для Шеховцова) не вдохновляет, а в смысле визуального остроумия и технического совершенства ее превосходят располагающиеся рядом, в галерее М&Ю Гельман, и отыгрывающие ту же тему шлаков цивилизации объекты двух совсем молодых художников из Краснодара Андрея Блохина и Егора Кузнецова.

Возможно, в соответствии с логикой рынка, бренда (чего там еще) волноваться не стоит. В конце концов галерея -- это и магазин. И никто не требует от нее постоянно быть в авангарде именно что художественного процесса. Наверное, коммерческий успех сегодня важнее...

Хозяйка галереи XL Елена Селина неоднократно говорила мне, что быть стратегом в современном искусстве, значит, сознательно не бояться ошибиться. Зона совриска (современного искусства) -- зона риска. Наверное, так, только последние выставки XL показывают, что тактические маневры галереи подчиняются стратегии прямо противоположной...

Удачнее обстоят дела с экспозициями галерей «Риджина» и М&Ю Гельман. М&Ю Гельман не только рискнули выставить только что заявивших о себе краснодарцев (и выиграли), но и пригласили умного куратора Евгению Кикодзе, чтобы вне стен «Винзавода», в старом подвале галереи на Малой Полянке, она попыталась разобраться с феноменом абстрактного искусства сегодня. Цикл выставок на тему абстрактной живописи молодых художников интересен прежде всего как интеллектуальное приключение, профессиональный эксперимент.

Галерея «Риджина» хороша тем, что формирует интернациональный контекст современного искусства, выставляя и продавая удачно заявившую о себе молодежь со всей Европы, от французских неоконцептуалистов Claire Fontaine до украинской художницы Жанны Кадыровой, чью выставку «Расчет» можно в «Риджине» сегодня посмотреть. Талант отлично строящего форму скульптора-монументалиста убедил снова: из фэйковой строительной плитки Жанна Кадырова собрала мощные трехмерные схемы и графики. Скульптуры-эмблемы в виде графиков и рассеченных на сегменты кружков увековечивают проверенные методы антикризисной терапии масс, когда схемы динамики роста и увеличения процентной доли заменят и спагетти и головку сыра.

Вместе с опусами Жанны Кадыровой в «Риджине» выставлена компактная экспозиция работ выпускника Строгановского университета Георгия Кошелева, живописца, тоже верно уяснившего себе законы монументальной формы, умельца скандально сшибать друг с другом миры итальянского маньеризма, советского экспрессионизма и субкультуру граффити рабочих окраин мегаполисов. Вот уж кто не боится ошибаться. И у кого, наверное, ошибок предостаточно. Но там, где удача, там рождается действительно новое -- именно -- слово (учтем, что Георгий живописует на картинах судьбы букв и других вербальных элементов). Рождается новый образ и стремление заново открыть тайники неклассической традиции внутри классического искусства.

А лучшая выставка «Винзавода» сегодня -- это организованный галереей «Проун» совместно с Московским домом фотографии, киевской галереей «Родовид», киевским Музеем Ивана Гончара, меценатом Константином Григоришиным парад портретов впервые открытого в Москве мастера украинского наивного искусства первой половины XX века Панаса Ярмоленко (1886--1953). Как всегда, не стремясь во что бы то ни стало к инновации, галерея Марины Лошак «Проун» обогнала всех. Потому что, как и всякое великое наивное искусство, живопись крестьянина Панаса Ярмоленко искренне, бесхитростно и жизнетворно обнаруживает уникальные прозрения самой современной поэтики образа в самых архаичных жанрах, среди которых и средневековая парсуна, и ярмарочная фотография, и -- чем был бы авангард без нее?! -- лубочная уличная вывеска.

Сергей ХАЧАТУРОВ
//  читайте тему  //  Выставки