|
|
N°57, 06 апреля 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Обама всех обезоружит
Президент США призывает к избавлению от ядерного оружия
Президент США Барак Обама вчера заявил, что будет добиваться безъядерного мира, и дал понять, что рассчитывает на поддержку России. Эти заявления американского президента прозвучали во время неформального саммита Евросоюз--США в Праге в минувшие выходные. В рамках форума Барак Обама обратился на пражской Градчанской площади с первым публичным выступлением перед европейцами.
Он пообещал, что Соединенные Штаты «предпримут конкретные шаги в направлении мира без ядерного оружия»: «Существование тысяч единиц ядерного оружия представляет собой самое опасное наследие «холодной войны»... Все больше стран приобретает ядерное оружие, террористы также полны решимости получить его». В качестве первого шага Барак Обама хочет добиться заключения с Россией до конца 2009 года нового договора о сокращении ядерных потенциалов и подключения к нему других ядерных государств. Он хотел бы создать «действенный механизм международного контроля с серьезными санкциями к нарушителям этих договоренностей», а в 2010 году организовать международный саммит по вопросам нераспространения и последующей ликвидации ядерного оружия.
«Специалисты ожидали от Барака Обамы таких заявлений», -- отметил в интервью «Времени новостей» заместитель директора Института США и Канады РАН генерал-майор Павел Золотарев. Он напомнил, что 5 декабря 2009 года истекает срок действия подписанного в 1991 году между СССР и США Договора о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ-1): «Это был хороший договор, предусматривавший меры контроля зачета количества боезарядов на каждом носителе». Договор СНВ-1 разрешает каждой стороне иметь на вооружении максимум 6 тыс. ядерных боезарядов. В 2002 году в Москве был подписан дополнительный договор о сокращении стратегических наступательных потенциалов. Он ограничивал уровни оперативно развернутых ядерных боезарядов, которых Россия и США должны были достичь к 2012 году: до 1700--2200 единиц у каждой из сторон.
Теперь, после истечения срока действия СНВ-1 и в случае отсутствия нового договора, Россия и США, по словам г-на Золотарева, «после декабря 2009 года оказываются перед риском потери эффективных форм взаимного контроля в ядерной области». Не будет и взаимных обязательств по дальнейшим сокращениям боезарядов и носителей. «Новый договор -- в интересах наших стран», -- подчеркнул наш собеседник. По его словам, инициативы, озвученные Обамой, долго обсуждались специалистами обеих стран. Ранее президент США выступил за то, чтобы оба государства радикально сократили свои ядерные потенциалы, оставив по тысяче ядерных зарядов, пообещав, что будет добиваться «нового и юридически обязывающего соглашения к концу этого года».
Однако генерал-майор Золотарев считает, что слишком большие сокращения России не выгодны: «Сокращать дальше без учета создаваемой США многоэшелонной системы противоракетной обороны (ПРО) нельзя». Он пояснил, что Россия не может идти на сокращения ниже уровня в 1500 ядерных зарядов без договоренностей по ограничению потенциала американской ПРО. А вот США, «имея весьма значительный потенциал сил общего назначения и одновременно развивая систему ПРО, готовы идти до полного уничтожения ядерного оружия. Разумеется, если их примеру последуют другие государства». Российский эксперт приходит к выводу: «Инициативы Обамы о полном ядерном разоружении -- это не пропаганда. Американцы начали обозначать долгосрочный и выгодный для себя курс. Однако невозможно двигаться к полному уничтожению ядерного оружия, не меняя принцип ведения политики с позиции силы, да еще и развивая систему ПРО».
Важная роль в глобальном разоружении принадлежит запрету на новые ядерные разработки. Вчера Барак Обама пообещал предпринять «немедленные и агрессивные действия» для ратификации американским конгрессом Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ). Он был принят в 1996 году на 50-й сессии Генассамблеи ООН. США подписали его, но не ратифицировали. «Американцы, затягивая ратификацию ДВЗЯИ, все эти годы наращивали научный потенциал, двигаясь по пути разработки самых современных вычислительных комплексов и алгоритмов, позволяющих моделировать все процессы ядерного взрыва с высокой достоверностью», -- пояснил Павел Золотарев. Достигнув желаемого, США заговорили о возможности присоединения к договору.
В отличие от проблемы ядерных вооружений, где разногласия Москвы и Вашингтона являются военно-техническими, вопрос о размещении в Восточной Европе элементов противоракетной обороны США приобрел принципиальный характер. Предыдущий президент Джордж Буш обосновывал необходимость радара в Чехии и противоракет в Польше ракетно-ядерной угрозой со стороны Ирана. Москва считает эту угрозу преувеличенной и опасается за собственную безопасность.
С приходом Барака Обамы к власти атмосфера вокруг ПРО несколько разрядилась, но не более того. «До тех пор пока угроза со стороны Ирана будет существовать, мы будем двигаться вперед в реализации программы противоракетной обороны», -- заявил он вчера.
Это порадовало уходящего в отставку чешского премьера Мирека Тополанека, ярого сторонника американской ПРО: «Президент Обама высказался очень ясно: противоракетный проект не будет закрыт». Но президент США все же признал возможность пересмотра планов ПРО: «Если иранская угроза отпадет, у нас появится более прочная база для безопасности, и движущий мотив к размещению в Европе ПРО может исчезнуть».
Сегодня Барак Обама будет уже в Турции, где обсудит еще одну непростую проблему -- возможного вступления этой страны, входящей в блок НАТО, еще и в Евросоюз. Вчера на саммите ЕС--США американский президент призвал Евросоюз «двигаться вперед в направлении членства Турции», встретив отповедь со стороны французского коллеги. Николя Саркози заявил, что он «против подобного вступления» и что «большинство стран-членов разделяют позицию Франции».
Петр ИСКЕНДЕРОВ, Борис ЮНАНОВ