Время новостей
     N°54, 01 апреля 2009 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  01.04.2009
Бумажная революция
Юрий Лужков хочет заставить бюрократов раздавать справки бесплатно
Столичные власти фактически признали, что давно выстроенная в Москве система администрирования предпринимательской деятельности стала сегодня основным барьером для реализации антикризисных мер. Вчера на заседании городского правительства руководитель департамента экономической политики и развития Марина Оглоблина представила документ, меняющий основные принципы работы бюрократической машины по оформлению необходимых бизнесу и частным лицам справок, согласований и заключений. В частности, предполагается, что основная масса утомительных и дорогостоящих процедур получения различных виз у городских чиновников и руководителей профильных ГУПов станут бесплатными. «Это административная революция в городской системе принятия решений», -- заявил мэр Москвы Юрий Лужков.

Г-жа Оглоблина напомнила коллегам, что освобождение «ответственного бизнеса от давления чиновников» особо отмечено в программе антикризисных мер федерального правительства. Но ни созданная в городе система «одного окна», ни утвержденный мэрией перечень платных услуг городских организаций в целом не могут обеспечить простоту и доступность необходимых документов. По данным департамента экономической политики и развития города, в прошлом году оформление различных справок и заключений обошлось горожанам и предпринимателям в 4,3 млрд руб. Официально платными являются 100 из 460 видов различных администрирующих бумаг. Однако, по словам Марины Оглоблиной, были выявлены факты, когда некоторые городские унитарные предприятия взимали плату за те или иные виды согласований без наличия на то полномочий и расценок. Например, по ее данным, превышают полномочия и дублируют функции отраслевых ведомств некоторые ДЕЗы (берут плату за согласование проектно-сметной документации при присоединении к электросетям жилых домов), ГУП «Мосгаз» (за штампы согласования на установку и строительство гаражей, автостоянок) и т.п. Фактически в неповоротливой бюрократической машине задействованы все отраслевые департаменты и комитеты города и подведомственные им ГУПы.

Наиболее болезненна для бизнеса, по словам г-жи Оглоблиной, процедура оформления градостроительной документации. Так, согласование места размещения новостройки, которое должно ограничиваться утверждением проекта планировки, как правило, включает еще ряд дополнительных виз, только официальная стоимость которых достигает 200 тыс. рублей.

Примечательно, что в более благоприятных экономических условиях мэрия подобную коммерциализацию государственных услуг в какой-то мере, видимо, поощряла. По крайней мере, как признала Марина Оглоблина в беседе с корреспондентом «Времени новостей», «стояла такая задача». Однако сейчас речь идет о сохранении стабильности экономики города, и чиновники вынуждены сокращать доходы, получаемые с предпринимателей. Представленный проект постановления правительства Москвы предусматривает, что в ближайшее время бесплатными станут 43 вида документации, включая некоторые заключения Москомархитектуры, а также ряд экспертных заключений и технических условий «Мосводоканала», «Москоллектора», «Мосводостока», «Моссвета», «Мосгаза» и других предприятий. Кроме того, бесплатным для горожан должно стать изготовление ГУП «МосгорБТИ» кадастрового паспорта для регистрации прав на квартиру для ее приватизации и техпаспорта жилого помещения.

«Сейчас все экономят, и думаю, «Мосводоканал», например, найдет возможность оптимизировать свои расходы и найти средства, чтобы оформлять свои заключения, которые приносят не более 14 млн руб. в год, бесплатно», -- обратилась г-жа Оглоблина во время беседы с журналистами к руководителю ГУПа. И получила утвердительный ответ. Правда, такого рода альтруизм городским организациям, судя по всему, будет возмещен при формировании тарифов на их услуги. Предложение департамента экономической политики и развития города предусматривает возможность учета в тарифах «расходов, связанных с оформлением документов, выдаваемых по заявкам физических и юридических лиц без взимания платы».

Однако попытка вмешательства в сложившуюся административную практику немедленно вызвала явное недовольство ряда высокопоставленных чиновников. Ни руководитель департамента капительного ремонта жилищного фонда столицы Артур Кескинов, ни главный архитектор города Александр Кузьмин, ни замруководителя департамента природопользования Марина Вакуло не смогли скрыть за лояльными отзывами о новом регламенте согласований своего желания оттянуть принятие «революционного» постановления городского правительства документа. Г-н Кескинов, в частности, предложил углубиться в более детальное изучение целесообразности того или иного документа. А г-н Кузьмин, подтвердив, что 25% документооборота -- это согласования ведомств друг с другом, жаловался на то, что отраслевикам самим приходится тратить значительные средства на визирование документов в вышестоящих органах власти. «Все одинаково должны играть. Почему муниципалитеты не будут брать деньги, а сами будут вынуждены платить федеральным органам», -- жаловался главный архитектор столицы, утверждающий, что внутриведомственные расходы зачастую превышают «доходы» от продажи справок населению.

Заместитель руководителя «Москонтроля» города Раис Ахмадеев оценил «дух и посыл» руководителей экономического департамента, желающих «разобраться с бюрократией», но усомнился в эффективности предложенных мер. По его словам, подобные попытки предпринимались и ранее. Но цепочка согласования устроена так, что выпадение из нее одного документа создаст препятствие в получении другого.

Однако столичное бизнес-сообщество, судя по всему, рассчитывает на то, что на сей раз власти будут действовать более активно. Ведь, как пояснила «Времени новостей» председатель Московской конфедерации промышленников и предпринимателей, депутат Госдумы Елена Панина, сейчас из-за излишней забюрократизированности под угрозу поставлена вся антикризисная программа правительства. «Получение субсидий обставлено таким огромным количеством документов и согласований, что получить их просто невозможно», -- рассказала она. По мнению г-жи Паниной, значительно упорядочить административную систему могло бы в первую очередь сокращение госаппарата чиновников. «Ведь каждый из них создает дополнительную ступеньку в цепочке согласований», -- считает депутат.

Мэр Юрий Лужков внешне демонстрировал готовность поддержать предпринимателей, пожертвовав интересами бюджета и подчиненных. Он даже предложил избавляться от некоторых раздающих согласования ГУПов, как «тормозящего балласта». «В обычных условиях они нарастали как ракушки, в сложных условиях нам нужно находить желающих работать и ликвидировать тех, кто заинтересован в согласованиях», -- заявил г-н Лужков. По словам градоначальника, он уже дал поручение руководителю своего аппарата Виктору Коробченко подготовить обращения по поводу «непомерного администрирования» в федеральное правительство.

Юлия ХОМЧЕНКО