|
|
N°53, 31 марта 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Карзай заполнил вакуум власти
Так решил Верховный суд Афганистана
Президент Афганистана Хамид Карзай (на снимке) будет править страной в течение трех месяцев после окончания срока своих полномочий, истекающих 21 мая 2009 года. Такое решение принял 29 марта Верховный суд Афганистана, поставивший точку в бурных дискуссиях между ветвями власти страны, продолжавшихся в течение последних месяцев. Это решение означало решительный успех Карзая в затеянной им рискованной политической интриге вокруг даты проведения президентских выборов.
Эта тема оказалась в центре внимания афганской правящей элиты в начале января, когда независимая избирательная комиссия (НИК) страны приняла решение отложить проведение президентских выборов на 20 августа. Между тем согласно 61-й статье конституции выборы главы государства должны пройти в период от 60 до 30 дней до истечения срока президентских полномочий, то есть между 22 марта и 21 апреля. Откладывая выборы на август, НИК исходила из необходимости обеспечить запас времени для регистрации избирателей, получения необходимого финансирования выборов, а главное, обеспечения безопасных условий их проведения. К лету в Афганистан должны прибыть дополнительные военные контингенты США и других стран антитеррористической коалиции, которые должны быть дислоцированы в восточных и юго-восточных провинциях страны, где власть правительства Карзая является не более чем номинальной.
Но в этом случае возникала неприятная правовая коллизия, приводившая к кризису легитимности правящей власти в стране. В течение трех месяцев, с 21 мая по 20 августа, когда полномочия президента Карзая уже прекратились бы, а нового президента еще не избрали, Афганистану угрожал вакуум власти. Возникли подозрения, что Карзай в нарушение конституции готов узурпировать власть в этот период. Готовясь к переизбранию на второй президентский срок, он не мог дать в руки противникам такой мощный пропагандистский козырь.
И тогда Карзай пошел на хитроумный ход. 1 марта он издал указ, согласно которому очередные президентские выборы будут проведены «в срок, определенный конституцией Афганистана» (см. «Время новостей» от 2 марта). Он намеренно не указывает надлежащие сроки выборов, оставляя это решение на усмотрение НИК. Демонстрируя свою абсолютную законопослушность и смиренно передавая свою политическую судьбу в руки других ветвей власти, Карзай застал врасплох не только своих политических оппонентов внутри страны, но и западные столицы. В Вашингтоне, не отрицая конституционность указа Карзая, выразили обеспокоенность отсутствием безопасных условий для столь скорого проведения выборов.
Неудивительно, что через несколько дней НИК Афганистана, невзирая на указ президента, назначила прежнюю дату выборов -- 20 августа. США и НАТО приветствовали этот вердикт. Карзай согласился с решением НИК, называя его, впрочем, как и собственный указ, «соответствующим конституции». При этом он категорически заявил, что, будучи по-прежнему законопослушным, ни единого дня не останется в президентском кресле после истечения срока полномочий.
Тогда парламентская оппозиция потребовала создания «переходной администрации» в период с 21 мая до вступления в должность новоизбранного президента. Это вызывало внутри Афганистана и за рубежом новую волну опасений по поводу возникновения хаоса и анархии. Сам Карзай также категорически против этого предложения. Дело в том, что согласно конституции страной может управлять только высший законодательный орган -- лойя джирга (высшее собрание народных представителей), но ее невозможно собрать в столь короткий срок. От «попыток экстремистов создать вакуум власти» в Афганистане в предвыборный период предостерегал и министр иностранных дел России Сергей Лавров, открывая 27 марта в Москве конференцию по Афганистану под эгидой ШОС.
В кулуарах московской конференции хорошо знающие ситуацию в Афганистане дипломаты не исключали, что Карзай, который в любом случае не допустит потери власти перед выборами, может объявить чрезвычайное положение на несколько месяцев. Подобный шаг не противоречил бы конституции, при этом Карзай гарантировал бы свое переизбрание на второй срок. Понимая высокую степень вероятности реализации подобного сценария и желая избежать чрезвычайщины, Верховный суд Афганистана предпочел узаконить право Хамида Карзая оставаться на своем посту до новых президентских выборов. Президент одержал блестящую победу в филигранно проведенной операции, которую хорошо описывает поговорка «и волки сыты и овцы целы».
Еще рано говорить о том, кто есть кто в Афганистане накануне выборов. Ко вчерашнему дню свои президентские амбиции обозначили 12 кандидатов, включая самого Карзая. Последним вчера включился в президентскую гонку его давний и весьма экзотический соперник по выборам 2004 года -- афганский таджик из Бадахшана, выпускник Сорбонны, поэт Абдул Латиф Педрам. Пять лет назад он был кандидатом афганских узбеков и его поддерживал небезызвестный генерал Абдул Рашид Дустум. Ныне генерал живет в изгнании в Стамбуле, а поэт -- в Париже.
Аркадий ДУБНОВ