Время новостей
     N°52, 30 марта 2009 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  30.03.2009
Поцелуй на бетоне
В ходе реконструкции Берлинской стены пропала знаменитая картина
С Берлинской стены стерли поцелуй Леонида Брежнева и Эриха Хонеккера. Тесную дружбу бывшего генсека ЦК КПСС и руководителя ГДР разрушила не рука вандала забавы ради. Знаменитое граффити «Господи! Помоги мне выжить среди смертной любви» было ликвидировано в рамках масштабной реставрации, приуроченной к 20-й годовщине сноса Берлинской стены, сообщает Lenta.ru со ссылкой на немецкое издание Deutsche Welle.

Автор картины Дмитрий Врубель узнал о том, что его работу «отреставрировали» вплоть до полного ее исчезновения, лишь на прошлой неделе. Классик соцарта приехал в Берлин на открытие выставки, отправился с сыном к «заградительному валу» и застыл, ошеломленный, при виде голых глыб бетона на месте творений художников. Речь идет, конечно, о сохранившемся после 1989 года участке стены, разделявшей Западный и Восточный Берлин. Именно восточную сторону этого участка длиной в 1,3-километра в 1990 году в числе 118 художников из 22 стран расписывал Дмитрий Врубель. Это было нечто вроде акции «молодые художники бескорыстно рисуют на Берлинской стене».

Сегодня отпечатки эпохи уничтожены, почти весь аутентичный слой 1990 года снесен. Этим занималась строительная компания «Штерн» во главе с 23-летним Кристианом Шоффером. «Он родился за три года до стены, и сам не понимает, что он стер, -- посетовал в беседе с корреспондентом «Времени новостей» Дмитрий Врубель. -- Сама же деятельность фирмы больше всего напоминает рейдерскую».

Непосредственно реновацию стены осуществляет организация художников East Side Gallery's Artists' Association. Ее глава Кани Алави, который в свое время был в числе художников-«стенографов» 1990-го, теперь уверяет: авторов предупреждали о грядущей реконструкции. Им объяснили, что бетон (который, по словам экспертов, выдерживает лобовое столкновение с танком) необходимо заменить более прочным материалом. Настенные рисунки в ходе этого обновления, естественно, могут пропасть. Но без перестройки не обойтись -- стена сегодня в плачевном состоянии. На протяжении 20 лет ветер и осадки подтачивали наружный слой, туристы, которые по определению мечтают «украсть Колизей», откалывали кусочки на сувениры.

Дмитрий Врубель не отрицает, что был в курсе задуманной реновации. Но выдвигаемые немецкой стороной условия, утверждает он, походили скорее на предупреждение о предстоящем уничтожении граффити. В прошлом году по электронной почте ему прислали договор от имени строительной фирмы «Штерн». В документе значилось, что до 9 мая художник обязан восстановить рисунок и предлагалось получить 3 тыс. евро. Договор г-н Врубель не подписал, поскольку, по его словам, во время двух очных встреч с Кани Алави, в октябре прошлого года и январе этого, стороны «условились на июнь». «Мы, как казалось, договорились, что я вручную восстановлю испорченные участки, а неповрежденные сохраню, -- рассказывает художник. -- Я спросил, зачем же надо было присылать договор со сроком до 9 мая? Но Кани Алави ничего толком не ответил».

Не только Врубель, но и многие другие авторы были согласны собственноручно реанимировать свои творения. Это было бы дешевле и проще. Но немцы предпочли затратный сценарий: по сообщениям различных СМИ, реновация потребует от 2 до 5 млн евро. Часть этих денег идет из госбюджета, остальное -- от частных лиц. Видимо, крупицу этой суммы, 3 тыс. евро, обозначенные в договоре, пытались перечислить нашему художнику. Во многих СМИ сообщалось, что Врубель принял именно такую сумму в качестве компенсации. Он сам это категорически отрицает: «Больше всего это было похоже на взятку. Естественно, договор я не подписал, и денег не взял».

При этом без договора участвовать в реновации г-н Врубель не сможет -- художнику дали понять, что теперь к стене его никто не подпустит. «Кани Алави сказал мне, что они придумали какие-то антивандальные краски, и я имею право рисовать только ими. Я предложил купить эти краски у них, но оказалось, что это возможно только в случае, если подпишу договор», -- рассказал он. Тем не менее Дмитрий Врубель еще, похоже не расстался с надеждой восстановить картину. Но непременно картину-символ, единственно уместную на памятнике «холодной войны». «На Берлинской стене будет или портрет Хонеккера и Брежнева или Сахарова, причем нарисован он будет только мной, -- заявил художник «Времени новостей». -- В противном случае пусть остается бетон, как напоминание, что было здесь».

Дарья ЛУГАНСКАЯ