|
|
N°53, 31 марта 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Суверенная индейская демократия
Круг друзей России в последние годы пополнили такие еще недавно экзотические для нас в политическом смысле страны, как Венесуэла и Боливия. Председатель Национального избирательного суда Республики Боливия (эта структура, аналог нашей Центральной избирательной комиссии, отвечает за проведение выборов в стране) Хосе Луис Эксени РОДРИГЕС в ходе официального визита в Россию подписал совместно с главой российского Центризбиркома Владимиром Чуровым протокол о сотрудничестве возглавляемых ими ведомств. Ранее текст протокола был согласован и парафирован г-ном Родригесом и членом ЦИК Евгением Колюшиным во время пребывания российских представителей в Боливии. Находясь в Москве, г-н Родригес поделился с корреспондентом «Времени новостей» Натальей РОЖКОВОЙ своими впечатлениями от знакомства с нашей электоральной системой, а также взглядами на проблемы избирательных систем как таковых.
-- Господин Родригес, какой опыт российских коллег показался вам интересным?
-- Прежде всего хотел бы отметить высокий уровень подготовки и организацию работы избирательных комиссий всех уровней. Серьезную пользу нам может принести изучение опыта российских коллег по составлению регистра избирателей и проведению систематической работы по его дополнению и уточнению. Как нам объяснили, в России каждый гражданин, достигший совершеннолетия, автоматически вносится в список избирателей. А в Боливии такой же потенциальный избиратель должен по собственной инициативе зарегистрироваться как избиратель. И это не всегда является гарантией, что на следующих выборах он окажется в списках голосующих. То есть в Боливии полнота и точность списков избирателей во многом зависят от действий самих избирателей. Помимо этого нас очень заинтересовал российский опыт по организации голосования для граждан, находящихся за рубежом. По имеющимся у нас данным, более 2 млн боливийцев проживают за рубежом. Раньше наше электоральное законодательство не предусматривало их участия в выборах, однако уже на предстоящих в декабре 2009 года всеобщих парламентских выборах такое голосование будет проводиться.
-- Насколько важен и актуален может быть для Боливии вопрос разработки и внедрения методов электронного голосования?
-- Сейчас мы изучаем перспективу внедрения электронного голосования с использованием сенсорных экранов, которое очень успешно используется в Венесуэле и Бразилии. Но для того чтобы узаконить электронное голосование, надо, чтобы каждый оставил электронный отпечаток своего пальца. А тут возникают сразу два вопроса: во-первых, затраты, во-вторых, проблема доверия к этому способу голосования. Многие граждане предпочитают увидеть, пощупать свой бюллетень, заполнить и опустить его в урну. Это кажется им надежнее.
-- По поводу надежности -- насколько актуальна для Боливии проблема фальсификации итогов выборов?
-- У нас очень мало случаев подделки, подтасовки результатов голосования. Мы уделяем очень большое внимание надежности и достоверности нашего голосования на уровне участковых комиссий. Наши граждане наблюдают за тем, чтобы все было честно. Составляется государственный акт (протокол о подсчете голосов. -- Ред.), копия акта распространяется всем политическим партиям -- участникам выборов. Сам акт потом сканируется и публикуется в Интернете в электронном виде. В Боливии 22 тыс. избирательных участков, и со всех результаты выводятся в Интернет. И любой желающий может посмотреть результат подсчета голосов на любом участке. Подтасовать результаты в этих условиях невозможно. Однако у нас существует проблема идентификации личности избирателя, вопрос достоверности предъявляемого им документа.
-- В России во время последних федеральных кампаний широко обсуждалась тема международного наблюдения на выборах. Ведется ли у вас мониторинг представителями международных организаций?
-- У нас есть три круга транспарентности. Первый круг -- сами граждане и члены участковой комиссии. Второй круг -- делегаты от всех политических партий, которые тоже участвуют в выборах. И третий круг -- это наблюдатели, как международные, так и национальные. На конституционном референдуме, который состоялся в январе 2009 года (об отмене ограничения президентских сроков. -- Ред.), было представлено 15 международных наблюдательных организаций, которые осуществляли мониторинг. Были наблюдатели из Евросоюза, Центра Картера, Организации американских государств (Organizaciуn de los estados americanos), МЕРКОСУР (Mercado Comun del Cono Sur).
-- Как осуществляет мониторинг за избирательной кампанией избирательный суд Боливии?
-- По нашему закону мониторинг начинается в Боливии за 60 дней до дня голосования. Это позволяет нам контролировать, в частности, предел агитации: каждая партия не имеет права превышать лимит в десять минут на телевидении. Мониторинг позволяет нам отслеживать и штрафовать партии-нарушители за превышение использования эфирного времени. Есть также много других ограничений. Например, нельзя использовать детей для рекламных акций и так далее. Но я хочу подчеркнуть, что даже больше, чем избирательные органы, в чистоте выборов заинтересованы сами СМИ. Мониторинг важен, но важнее взаимные добровольные обязательства саморегуляции, позволяющие избежать черной информации или грязной пиар-войны.
-- Нам часто приходится слышать теоретические споры о том, насколько универсальна западная модель демократии и система выборов, подходит ли она всем странам или у некоторых особый путь. Как бы вы могли ответить на этот вопрос?
-- Западная модель демократии учитывает индивидуальный голос. В Боливии мы хотим дополнить эту модель, сочетать ее результативность с системой, которая позволяет не просто голосовать, но и участвовать в принятии решений. Это так называемая коммунитарная демократия, которая позволяет принять во внимание интересы, например, индейцев исходя из их традиций и привычек. Поэтому не существует единой модели демократии, к которой все должны стремиться. Это должен быть процесс постоянного совершенствования, расширения демократии, учитывая особенности культурной традиции каждого народа.
-- На ваш взгляд, какие новые задачи стоят перед избирательными системами в мире?
-- Во-первых, надо прилагать больше усилий, чтобы граждане пришли проголосовать. В Боливии голосование обязательно. На недавнем референдуме явка составила 90%. Это высокая цифра, но не потому, что избиратели боялись штрафов. Народ шел голосовать потому, что хотел этого. Во-вторых, у нас остро стоит проблема миграции населения -- как я уже сказал, много боливийцев работает за рубежом. Важно, чтобы они тоже проголосовали. И, конечно, материальный аспект -- снижение затрат на проведение выборов.
-- Российский Центризбирком уже проводит эксперименты с голосованием по Интернету. Это могло бы помочь минимизировать расходы?
-- Да, голосование по Интернету -- новшество, которое нас очень заинтересовало, так же как и голосование по мобильному телефону путем отправки текстового сообщения.
|