|
|
N°51, 27 марта 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Проще и надежнее
Королевские гонки вступают в новый сезон в новом облике
Почти все готово к открытию 60-го, юбилейного чемпионата по автомобильным гонкам в классе «Формула-1». Давно чемпионат не начинался так поздно, когда на дворе уже почти апрель. Болельщики, изрядно соскучившиеся по Большим призам во время получившейся столь долгой зимней паузы, с тревогой следили за новостями, приходящими из офисов команд. После самоликвидации «Хонды» и нескольких волн кризиса, захлестнувшего мировую экономику, это неудивительно. Но больших неприятностей удалось избежать, а с приближением старта сезона на новостных лентах стал преобладать позитив.
Так, «Большому цирку» все-таки удалось избежать потерь среди фигурантов. О поисках покупателей на движимое и недвижимое имущество бывшей «Хонды» можно написать небольшое исследование, но все решилось по-семейному: японцы продали команду своему же сотруднику -- великолепному Россу Брауну, с чьим именем связаны многолетние успехи «Феррари» времен Михаэля Шумахера. Англичанина пригласили в «Хонду» в качестве спасителя конюшни, чьи результаты с каждым новым сезоном все больше вступали в противоречие с ее финансированием. Прошлый сезон должен был стать переходным, но терпение хозяев команды к его финишу иссякло окончательно, и кризис стал скорее удобным поводом, чем реальной причиной отказа от дальнейшей поддержки проекта. Так что талантливому инженеру в буквальном смысле пришлось спасать команду от уничтожения. Автогигант с удовольствием передал новому владельцу все принадлежавшее команде оборудование, техническую базу в Бэркли и персонал, насчитывающий 700 человек. Само собой, что спасенному присвоили имя спасителя, и таким образом в чемпионате появилась «Браун Гран-при».
От такого развития событий выиграли почти все. «Формула-1» сохранила количественный состав и, возможно, даже повысила качественный. Росс Браун получил крепкую команду, обеспеченную всем необходимым, кроме, пожалуй, спонсоров. «Хонда» избавилась от непрофильного актива, а также необходимости выплачивать неустойки и отступные по контрактам и обязательствам. Конечно, не все так безоблачно на горизонте новой конюшни, но самое тяжелое осталось позади. Интересно, что англичанин не стал менять пару пилотов, предпочтя работать с испытанными Рубенсом Баррикеллой и Дженсоном Баттоном. Единственным, но весьма существенным изменением стал новый поставщик моторов. И двигатели «Мерседес», которыми в этом году будут оснащаться машины «Браун», оказались настолько хороши, что первые же тесты, проведенные командой в начале марта, вызвали настоящую сенсацию. В Барселоне, где собрались абсолютно все команды, никто не смог составить конкуренцию Баррикелло. Может быть, это лишь небольшая хитрость со стороны команды для привлечения дополнительного внимания. Однако Росс Браун не раз доказывал, что способен превратить средненькую команду в «дрим-тим». Так что считаться с перерожденной командой придется.
Правда, до старта некоторым участникам чемпионата еще необходимо доказать соответствие своих шасси требованиям изменившегося регламента. А изменения произошли настолько серьезные, что можно говорить о совершенно новом этапе в истории «Формулы-1». Только краткий перечень всех новшеств спортивного и технического регламента легко может стать предметом отдельной статьи. Поэтому остановлюсь лишь на самых существенных положениях, уже заметно повлиявших на внешний вид и внутреннее содержание машин.
Во-первых, полностью пересмотрены параметры аэродинамического оснащения болидов. Вся схема упростилась, запрещены различные дополнительные элементы, заднее крыло стало уже и выше, переднее -- шире и ниже. Гонщик сможет регулировать уровень прижимной силы с помощью управляемого элемента переднего крыла, но не более двух раз в течение одного круга. Единственной частью аэродинамического пакета, вызвавшей разногласия еще до старта, стал диффузор. При его проектировании одни команды соблюли прописанные в новом регламенте требования до буквы, другие же интерпретировали их по-своему. В числе последних оказались «Уильямс», «Тойота» и «Браун». Им-то и предстоит доказывать легитимность своих разработок уже непосредственно в Австралии. Интересно, что даже если судьи признают их незаконными, то окончательное решение все равно будет принято только после второго этапа в Малайзии.
Еще одним внешним отличием этого сезона от прошлого являются слики. После десяти лет использования шин с протектором «Формула-1» возвращается к «лысой» резине. Если целью изменений в аэродинамике называют снижение прижимной силы, то слики, наоборот, вводятся для увеличения сцепления с трассой. Именно такое смещение акцента от аэродинамики к механике, по идее авторов регламента, должно повысить зрелищность гонок, поскольку облегчит обгоны. А если учесть еще одно новшество -- систему сбережения кинетической энергии (KERS), введенную по настоянию президента ФИА Макса Мосли для демонстрации заботы об экологии и позволяющую по желанию пилота «подстегнуть» автомобиль в нужный момент, то можно прикинуть, насколько сложнее станет в управлении новая техника.
Спортивный регламент подвергся переработке значительно меньше, хотя и здесь чуть не случилась революция. Странное предложение, выдвинутое Берни Экклстоуном, определять чемпиона мира по количеству побед в сезоне, сначала было принято, но затем под давлением недовольных команд отклонено. Отменено правило «один мотор на две гонки». Теперь команды могут использовать восемь двигателей для одной машины на протяжении всего чемпионата, меняя их по своему усмотрению. Обороты моторов ограничены 18 тыс. в минуту. Запрещены тесты и значительно ограничены испытания в аэродинамических трубах с начала чемпионата до 31 декабря 2009 года, что позволит командам сократить расходы на эти довольно дорогостоящие мероприятия.
Итак, главные черты предстоящего чемпионата нарисованы. А с мелочами вроде отмены запрета на проведение пит-стопа после выезда машины безопасности, увеличения лимита скорости на пит-лейн, информирования болельщиков о результатах взвешивания машин после квалификации и прочего мы будем знакомиться уже в ходе сезона.
Дмитрий СИТНИК