Время новостей
     N°47, 23 марта 2009 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  23.03.2009
Региональные бюджеты -- назад к безденежью
Источники финансирования дефицита федерального бюджета в 2009 году не вызывают вопросов благодаря наличию Резервного фонда, хотя сам дефицит и будет существенным. Но с падением доходов столкнется не только федеральный бюджет -- эта проблема станет большой головной болью для региональных бюджетов, баланс которых обычно близок к нулю (в 2008 году дефицит составил 54 млрд руб.). Падение их доходов потребует уже не «оптимизации», а реального секвестра расходов. Причем сокращения в номинальном выражении, т.е. расходы текущего года окажутся меньше расходов года прошлого!

По итогам января совокупные доходы региональных бюджетов упали по сравнению с январем 2008 года на 24,6%. Правда, собственные доходы регионов при этом снизились на 10,6%, а остальное объясняется сокращением вдвое трансфертов, получаемых из центра (по-видимому, Минфин хотел таким образом «простимулировать» процесс урезания расходов в регионах). Если бы январская динамика собственных доходов в регионах сохранилась до конца года, то с учетом дополнительно обещанных трансфертов общее сокращение номинальных расходов в регионах ограничилось бы всего (!) 5--7% по сравнению с 2008 годом.

Однако сегодня Минфин призывает регионы закладываться на более пессимистичный вариант -- снижение общей величины доходов с учетом трансфертов на 18% к 2008 году, или на 25--30-процентное сокращение собственных доходов регионов, что сопоставимо с масштабами падения доходов на федеральном уровне. На наш взгляд, потенциал снижения поступлений от налога на прибыль и подоходного налога в январе еще не реализовался полностью, и сценарий Минфина остается весьма вероятным. В этом случае, чтобы свести концы с концами, регионам придется сократить свои (опять-таки подчеркнем) номинальные расходы на 15--18%, поскольку профинансировать триллионный дефицит -- задача для регионов малореальная.

Учитывая большую дифференциацию регионов по уровню бюджетной обеспеченности, средние цифры не очень ясно отражают реальные проблемы отдельных регионов. 16 марта Министерство финансов опубликовало перечень мер, принимаемых властями 13 регионов с совокупным бюджетом 1 трлн руб. по сокращению своих расходов. С первого же взгляда бросается в глаза, что ни о какой «оптимизации» бюджета речи не идет. Налицо сокращение расходов даже по тем статьям, которые на федеральном уровне объявлены неприкосновенными:

индексация зарплат бюджетников будет ограничена 10%;

за счет увольнений из бюджетной сферы фонд оплаты труда снизится на 10--15%;

расходы на закупку техники снизятся на 10%, на содержание автопарка -- на 25%;

плановые расходы на коммунальные услуги сокращены на 10--15% (неужели внедрены энергосберегающие технологии?);

плановые расходы бюджетных учреждений на питание, медикаменты и транспорт сокращаются на 30%;

объем инвестиций в этих регионах предполагается снизить на 50--90% -- экономить будут на освещении, благоустройстве, капитальном ремонте дорог, на новом строительстве;

в восьми из 13 регионов предусмотрен полный (!) отказ от капремонта (видимо, предполагается, что впоследствии он будет проводиться силами МЧС).

Можно успокаивать себя и говорить, что столь масштабные сокращения обязательств региональных бюджетов стали «платой» за избыточный оптимизм конца прошлого года, когда, опираясь на радужные прогнозы Минфина, регионы продолжали наращивать свои обязательства. Но мы еще раз обращаем внимание -- речь идет не о сокращении плановых расходов 2009 года, а о том, что в этом году у регионов будет существенно меньше средств, чем их было в прошлом году. А учитывая, что регионы пусть и в небольших размерах, но пошли на индексацию доходов бюджетников, на «незарплатные» виды расходов -- а это и есть оплата товаров и услуг, часть которых (например, коммунальные услуги) точно подорожала, -- денег останется еще меньше.

В этой ситуации есть три «плохие новости».

Для Минфина. Подозреваем, что регионы достаточно хорошо видят, насколько федеральный центр стремится не допускать социальных проблем и готов «играть на опережение», выделяя дополнительные средства на эти цели. Именно поэтому для регионов будет абсолютно логично выглядеть финансирование зарплат и пособий по «остаточному» принципу -- в такой ситуации Минфин не откажет в дополнительных трансфертах.

Для бизнеса. Следует ожидать, что региональные бюджеты скорее всего станут источником волны неплатежей в экономике, поскольку обязательства они навыдавали, а денег у них может не оказаться.

Для граждан. Из-за сокращения объемов финансирования потенциальная угроза снижения качества оказываемых государством услуг на региональном и местном уровнях видится гораздо более острой, чем думает центр, оценивая ситуацию сверху.

Прогноз основных параметров консолидированного бюджета регионов, млрд руб.
Параметр 2008 2009 2009 1.09 % к 1.08
Факт Макс. оценка Мин. оценка
Доходы 6199 5841 5100 292,9 75,4
собственные 5066 4531 3790 229,4 89,4
трансферты 1133 1310 1310 63,5 48,2
Расходы 6254 5841 5100 159,3 98,2
Дефицит -54 0 0 133,6 59,1


Источник: Минфин, расчеты Центра развития

Наталья АКИНДИНОВА, исполнительный директор Центра развития, Сергей АЛЕКСАШЕНКО, директор по макроэкономическим исследованиям ГУ ВШЭ

//  читайте тему  //  Россия и финансовый кризис