|
|
N°47, 23 марта 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Договор и намерения
Михаил Прохоров реструктурирует долг РУСАЛа в 2,8 млрд долларов
Олег Дерипаска ищет все новые пути реструктуризации задолженности своих предприятий. Вчера стало известно, что его основной актив -- алюминиевая компания РУСАЛ, задолженность которой является самой крупной среди российских металлургических компаний (14 млрд долл.), договорилась о реструктуризации долга перед группой «Онэксим» Михаила Прохорова в размере 2,8 млрд долл. Согласно подписанному соглашению 2 млрд долл. долговых обязательств будут конвертированы в акции РУСАЛа, и доля «Онэксима» в РУСАЛе увеличится с 14 до 18,5%. Доля других акционеров изменится пропорционально и составит: En+ -- 53,8% (ранее 56,76%), акционеры группы СУАЛ -- 18% (18,92%), Glencore -- 9,7% (10,32%). Оставшаяся сумма задолженности в размере 800 млн долл. будет реструктурирована. Каким образом, в РУСАЛе не уточняют, а лишь говорят, что «компания находится в стадии согласования условий данной реструктуризации с остальными банками-кредиторами».
Источник, близкий к акционерам компании, сказал «Времени новостей», что общая стоимость сделки сформировалась из докризисной оценки алюминиевой компании, проведенной независимыми экспертами для подготовки к IPO. По некоторым данным, РУСАЛ тогда был оценен в 41--46 млрд долл. Впрочем, эксперты же не верят в благотворительность г-на Прохорова, ведь за 2 млрд долл. сейчас он мог бы потребовать как минимум треть алюминиевой компании, а потому не исключают, что за официально объявленными параметрами соглашения стоят пока не озвученные договоренности двух предпринимателей.
В начале марта РУСАЛ уже подписал соглашение с международными банками-кредиторами (крупнейшие из них: BNP Paribas, Societe Generale, ING Bank, Calyon, Unicredit Group, Credit Suisse, Natixis) о переносе сроков погашения основного долга в размере 7,4 млрд долл. на два месяца, в течение которых будут согласованы условия долгосрочной реструктуризации. «Эти действия вместе с реализацией программы по повышению эффективности производства позволят компании успешно преодолеть последствия мирового экономического спада», -- говорится в сообщении алюминиевой компании.
Задолженность РУСАЛа перед «Онэксимом» образовалась еще в прошлом году, после подписания соглашения о приобретении алюминиевой компанией у структур группы «Онэксим» г-на Прохорова 25% плюс одна акция «Норильского никеля». Сделка сторонами была окончательно подписана 25 апреля прошлого года. По ее условиям группа «Онэксим» получала 14% акций РУСАЛа, денежные средства (порядка 7 млрд долл.), а ее представитель -- одно место в совете директоров РУСАЛа. Кроме того, по некоторым данным, у г-на Прохорова был также и опцион на обратную продажу РУСАЛу его акций, если компания не проведет IPO в 2009 году.
Вчера же стало известно, что, подписав соглашение с РУСАЛом, «Онэксим» согласился не реализовывать свои права обратной продажи всех принадлежащих ему акций РУСАЛа на период действия ранее подписанного соглашения алюминиевой компании с международными банками-кредиторами (standstill agreement), а также содействовать РУСАЛу в дальнейшей реструктуризации долгов. «Подписав соглашение, «Онэксим» пошел на уступки РУСАЛу, так как, судя по всему, сделка проводилась по докризисной оценке компании, -- говорит Николай Сосновский из «Уралсиба». -- Для РУСАЛа же был достаточно неприятным момент, когда Прохоров мог потребовать выкупить у него акции обратно, поэтому подписанное соглашение -- выстраданное решение обеих сторон».
Долговая нагрузка РУСАЛа сегодня самая большая из всех российских металлургических компаний, и единственный выход для компании, по мнению экспертов, это продажа акций или их залог. Самый же вероятный покупатель при этом -- государство. Впрочем, как известно, его представители с этим не спешат. Если ранее представители российского правительства говорили, что в условиях кризиса нужно не допустить перехода стратегических предприятий под контроль иностранных банков, то на днях первый вице-премьер Игорь Шувалов фактически дал иностранцам карт-бланш на вхождение в капитал российских компаний. «Правительство может и не возражать против того, чтобы зарубежные компании получали доли в таких компаниях, как РУСАЛ, если это будет лучшим способом возвращения долга, -- пояснил г-н Шувалов. -- Вхождение иностранных компаний в капитал российских должников является приемлемым вариантом, разумеется, в строгом соответствии с российским законодательством».
Но российским банкам РУСАЛ должен тоже немалую сумму -- только долг перед ВЭБом составляет 4,5 млрд долл. Его алюминиевая компания должна погасить в этом году, однако эксперты говорят, что это практически нереально. Г-н Шувалов же в прошлую пятницу отметил, что продление сроков погашения этого кредита является нецелесообразным. «Мы надеемся, что Олег Владимирович (Дерипаска. -- Ред.) найдет решение проблемы, -- сказал журналистам первый вице-премьер. -- Если он не вернет кредит, мы можем пойти на то, чтобы продлить, но я лично считаю, нецелесообразным выходить за сроки. Я буду убеждать своих коллег, чтобы такого решения принято не было». Г-н Шувалов также добавил, что Россия не поддерживает идею национализации РУСАЛа. «Это плохой пример. Если мы его национализируем, знаете, какое количество обращений к нам будет завтра. У них в личном плане все хорошо, за последние годы они неплохо подзаработали и потратили на свои семьи, -- сказал он. -- Теперь можно от плохого актива избавиться, а через год-два приобрести новый актив. Это было бы очень легким исходом».
Впрочем, РУСАЛ никак не вписывается в формулировку «плохой актив». По мнению экспертов, г-н Дерипаска сделает все, чтобы сохранить компанию и свой контроль над ней.
Ирина ЦЫРУЛЕВА