Время новостей
     N°39, 11 марта 2009 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  11.03.2009
Непринятые меры
Правительство не будет платить по долгам корпораций и регулировать цены на продовольствие
Рост цен в России затрагивает абсолютно все категории товаров, но самой социально опасной, безусловно, является продовольственная инфляция. Правительство усиленно ищет способы удержания роста цен хотя бы в прошлогодних рамках, но вчера на совещании у первого вице-премьера Игоря Шувалова чиновники зашли в тупик.

Старые методы, такие как временная заморозка цен по договоренности между торговыми сетями и местными администрациями, практиковавшаяся в конце 2007 -- начале 2008 года, признаны неэффективными. А новые, как выразился г-н Шувалов, «определения цивилизованных правил поведения» на рынке пока еще слишком расплывчаты и неконкретны, так что быстрых результатов от них ждать не приходится. В результате правительство решило отказаться от популистской идеи "ручного" регулирования цен на продовольствие.

Темпы роста потребительских цен в России в текущем году превышают прошлогодние, и этот разрыв все увеличивается (январь 2008-го -- 2,3%, январь 2009-го -- 2,4%; февраль 2008-го -- 1,2%, февраль 2009-го -- 1,7%; два месяца 2008-го -- 3,5%, два месяца 2009-го -- 4,1%). Уже очевидно, что это полномасштабный процесс, контролировать который правительству пока не под силу. И на мировой кризис его не спишешь -- в большинстве стран Запада и США цены падают, а не растут. Госрегулирование цен хотя и может дать краткосрочный эффект, но в условиях открытой рыночной экономики приведет лишь к спаду производства и новому витку инфляции.

Это хорошо понимают и члены кабинета министров. «Административно ввести потолок по какой-либо цене -- это может ситуацию только ухудшить», -- заявил вчера Игорь Шувалов. По словам первого вице-премьера, этот вопрос обсуждался на заседании комиссии по повышению устойчивости российской экономики и не нашел поддержки у членов правительства. В конечном итоге «введение таких ограничений скажется негативно на формировании цены на продовольственную корзину», справедливо полагают чиновники.

Вместо этого правительство предлагает установить новые «правила игры» в отношениях между производителями и розничными сетями. «Нам необходимо сейчас заниматься определением цивилизованных правил поведения, чтобы внутри каждого сегмента -- производства, переработки и торговли -- не было сверхдоходов у кого-либо, чтобы доходность была сбалансированной. Это позволит нам говорить о том, что цены некоторым образом стабилизируются и контролируются», -- пояснил г-н Шувалов.

Действительно, значительная доля в росте цен приходится именно на торговые сети и крупнейших производителей, но это было понятно еще два года назад. Тогда даже началась разработка нового закона о торговле, который и должен был привести рынок в цивилизованное состояние. В частности, строго прописывались ограничения картельных сговоров и монополий, много внимания было уделено отношениям между торговцами, посредниками и производителями.

Пока законопроект застопорился из-за мучительных поисков окончательной редакции, правительство пыталось точечно воздействовать на цены. Осенью 2007 года было принято соглашение о добровольной заморозке цен на социально значимые продукты питания (пшеничный и ржаной хлеб, молоко, кефир, подсолнечное масло и куриные яйца) на уровне, зафиксированном 15 октября. Чуть позже соглашение, истекавшее 1 февраля, было продлено до 1 мая 2008 года. Эффект от заморозки вряд ли кто-то заметил. Зато появились предположения, что именно благодаря проявленной доброй воле со стороны крупнейших производителей и торговых сетей они получили возможность повлиять на судьбу закона о торговле в нужную для себя сторону. А именно фактически свели к нулю весь смысл, изначально заложенный в проект. Недавно глава Министерства промышленности и торговли Виктор Христенко, ведомство которого отвечает за подготовку закона о торговле, вообще публично усомнился в его необходимости.

Вчера же Игорь Шувалов подтвердил официальную позицию по еще одной важной проблеме -- погашению кредитов, взятых российскими компаниями: государство не будет брать на себя корпоративные долговые обязательства, но готово помочь договориться с кредиторами. «Если надо провести встречи с кредиторами, то мы к ним готовы, если необходимо предоставить письма, которые разъяснят позицию правительства, то мы такие письма готовы направить», -- объяснил позицию власти первый вице-премьер. Но должникам не стоит надеяться, что в письмах будет содержаться обязательство государства «взять на себя все бремя». «Мы не считаем, что это правильно, справедливо», -- заявил г-н Шувалов.

Государственные мужи осознают, что «компании в полном объеме кредитные обязательства погасить не могут, и в связи с этим необходимо проводить переговоры о предоставлении этого же кредитного ресурса либо другого на новых условиях». По оценке первого вице-премьера, «большая часть заемщиков в настоящий момент обслужить те кредитные отношения на тех условиях не в состоянии».

Государство не собирается отказываться от такой меры поддержки, как вхождение в капитал компаний, но, как заявил вчера г-н Шувалов, «пока на заседаниях нашей комиссии ни разу не принимали такого решения». «Это будет каждый раз исключительный случай, он будет проходить через несколько механизмов публичного обсуждения, докладываться руководству страны, и только после этого будет приниматься решение», -- сказал первый вице-премьер, отвечая на вопрос о возможном вхождении государства в капитал РУСАЛа и других компаний, имеющих задолженности по кредитам.

Юлия МИРОНОВА
//  читайте тему  //  Россия и финансовый кризис