Время новостей
     N°38, 06 марта 2009 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  06.03.2009
Глупо платить, если кризис
«Аэрофлот» отказывается от самолетов и дивидендов
С начала года объемы авиаперевозок в России падают, доложил вчера на коллегии Федерального агентства по воздушному транспорту («Росавиация») руководитель ведомства Геннадий Курзенков. Эта новость практически не огорчает отраслевых аналитиков, поскольку лежит в русле общемировой тенденции и прогнозов Международной ассоциации воздушного транспорта IATA. Тревожнее другой факт, обнародованный г-ном Курзенковым. Развитие событий в 2008 году, когда объемы работ в отрасли еще росли, выявило сильную концентрацию авиатранспортного рынка. При этом из пяти компаний, оказавшихся во главе этой тенденции, только одна, по словам руководителя «Росавиации», а именно пятая по счету, не обременена большими долгами.

В январе россияне стали летать меньше на 16,7%, а в феврале -- еще примерно на 20% по сравнению с соответствующими периодами прошлого года, сообщил вчера г-н Курзенков. Падение воздушных перевозок в это время года -- сезонное явление, однако традиционный весенний подъем не позволит «отыграть» утерянные объемы. В марте перевозки увеличатся лишь на 10% от «провального» февральского уровня, спрогнозировал г-н Курзенков. В 2008 году, которому в основном и был посвящен отчетный доклад руководителя отрасли, «отечественными авиаперевозчиками перевезено 49,8 млн пассажиров, что на 10,4% больше, чем в 2007 году». «Следует отметить, что 54% всего объема перевозок пассажиров выполнили пять авиакомпаний: "Аэрофлот", "Сибирь", "Трансаэро", ГТК "Россия", «ЮТэйр», -- добавил г-н Курзенков.

В другом месте своего доклада, говоря о трудностях, подстерегающих авиакомпании в эпоху кризиса, глава «Росавиации» отметил, что сложившаяся ситуация на финансовых рынках практически полностью лишила предприятия отрасли кредитных ресурсов: «Проводимая ведущими авиакомпаниями страны модернизация парка воздушных судов требовала от них дополнительных ресурсов, которые привлекались в виде банковских кредитов, облигационных займов и других инструментов. Возможности рефинансирования облигационных займов и банковских кредитов на сегодня у авиакомпаний нет, вывод таких средств из текущей производственной деятельности авиакомпаний невозможен. Финансовая ситуация в компаниях сложная. Кризис взаимных неплатежей катастрофически нарастает, и здесь необходимо отметить одну деталь. Высокий спрос на авиаперевозки в последние годы, прирост в объеме 18--20% создали некую иллюзию, что это будет продолжаться бесконечно долго. Многие предприятия попали в ловушку, когда желание развиваться в условиях растущего рынка привело к проведению рискованной политики существенного роста заимствований финансовых ресурсов в кредитных учреждениях. В результате произошло опасное, несбалансированное сочетание заемных и собственных средств, что в конечном итоге привело к сегодняшней ситуации».

Жертв собственной рискованной кредитной политики он поименно не назвал, похвалив взамен тех, кто «проводил осторожную, взвешенную финансовую политику и не имеют больших задолженностей» Из пяти лидеров отрасли в этот позитивный список попал только «ЮТэйр».

Флагман российской гражданской авиации вчера подтвердил наличие трудностей устами своего генерального директора Валерия Окулова. При этом г-н Окулов сообщил, что его компания работает все же лучше средней ситуации по отрасли. Перевозки «Аэрофлота» пошли на спад, снижение за февраль составило 9%, тогда как в январе они увеличились на 0,3%. Бронирование на апрель говорит о сокращение на 18%, на май -- на 14% против аналогичных периодов прошлого года. Ситуация в отрасли развивается по пессимистичному сценарию, считает г-н Окулов. Спад будет продолжаться, отмечают аналитики, поэтому вполне логично, что «Аэрофлот» намерен отказаться от выплаты дивидендов за 2008 год.

Вчера Валерий Окулов предупредил, что на июньском годовом собрании акционеров компания скорее всего примет решение не выплачивать дивидендов. Следует отметить, что «Аэрофлот» относится к компаниям, контролируемым государством (51,17% акций). А Минфин традиционно настаивает, чтобы фирмы с такой долей государственного присутствия делились своей прибылью с акционерами максимально щедро. «Я считаю, дивиденды платить кому бы то ни было в такой ситуации глупо», -- сказал г-н Окулов, предупреждая возможную критику. Он добавил, что в целях экономии компания может отказаться от контрактов на покупку новых самолетов, заключенных как с иностранными, так и с отечественными (АХК «Сухой») производителями.

Михаил КУКУШКИН