|
|
N°38, 06 марта 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
"Подсолнух" против флибустьеров
Россия предлагает систему борьбы с пиратами
Пиратство превратилось во всемирную проблему. Евросоюз впервые за свою историю, по сути дела, проводит военно-морскую операцию у берегов Сомали. К мятежному Африканскому Рогу свои суда направили и ведущие мировые державы -- США, Китай, Россия. Возможна операция по уничтожению наземных баз пиратов. Говорят и о необходимости оснащения гражданских судов вооружением. В частности, нелетальным. Одна из стран малазийского региона сделала российской компании "Рособоронэкспорт" запрос о закупке партии гранатометов (напомним, Малаккский пролив -- второй в мире по масштабам район действий пиратов). Однако реализация заявки тормозится отсутствием соответствующей законодательной базы.
Так или иначе, до ожидаемых результатов в войне с флибустьерами пока далеко. По всей вероятности, кроме традиционных, нужны новые какие-то средства борьбы. Одно из таких средств -- предлагаемая российским госпосредником в торговле оружием интегрированная система контроля прибрежной зоны (ИСКПЗ).
Что входит в систему, проект которой разработан при участии «Рособоронэкспорта» и активно продвигается им на внешний рынок? Во-первых, это сведенные в единый комплекс средства управления движением судов и средства слежения за надводной обстановкой различных ведомств, командные пункты военно-морского флота, береговой охраны, таможни и спасательных служб. Поступающая от них информация обрабатывается и выдается потребителям -- силовым подразделениям, способным пресечь захват мирного судна.
Подобный проект сведения разнородных данных мониторинга уже реализуется на терминалах Системы управления движением судов (СУДС) известной российской компании «Транзас» и ее дочернего предприятия «Кронштадт», обеспечивающих безопасность судовождения в более чем 30 государствах мира. Это одна из немногих успешных российских фирм, производящая оборудование для оснащения судов и побережья, навигационные средства на корабли и вертолеты, цифровые карты. Недавно фирма разработала очень удачный беспилотный летательный аппарат.
Другие составляющие ИСКПЗ -- автоматизированная идентификационная система (АИС), разного рода подводные датчики и аппаратура наблюдения с применением цифровых электронных карт. Но самое существенное -- загоризонтные радиолокационные станции (ЗГРЛС) типа «Подсолнух». Они вполне смогут заменить многочисленные и постоянно курсирующие патрульные катера и самолеты, наблюдающие за прибрежной зоной. Затраты сразу уменьшаются в три-пять раз. Такие станции сегодня производят только Россия и американско-канадская фирма «Рейтеон», приближается к их производству разве что Австралия.
Но такой РЛС, как «Подсолнух», нет ни у кого. Разработал ее НИИ дальней радиосвязи (НИИДАР). Станция работает в широком диапазоне частот, что позволяет видеть как суда с большим водоизмещением, так и малоразмерные. Причем все это без перенастройки. По совокупности характеристик (в частности, многофункциональность, размеры «мертвой зоны» вблизи позиции) эта РЛС превосходит продукцию конкурентов. Она значительно дешевле, работает практически без выключения круглосуточно в течение года, вне зависимости от погоды и видимости. Несколько европейских фирм объявили о своей заинтересованности в использовании «Подсолнуха» в собственных проектах систем контроля прибрежных вод.
Во время одной из первых презентаций «Подсолнуха» в 2005 году на острове Лангкави в Малайзии его характеристики по ряду соображений были раскрыты не полностью. Сегодня станцию усовершенствовали, обслуживающий ее персонал приобрел неплохой опыт эксплуатации РЛС как в России, так и за ее пределами. Это практически новая станция с лучшими характеристиками. Например, видит она уже не на 300 км, а на 450. Чтобы поставить под контроль весь Аденский залив и пиратское побережье Сомали, достаточно семи-девяти «Подсолнухов» с небольшими «дырками» в ближней зоне между пересекающимися секторами, а всю немаленькую прибрежную зону Малайзии может прикрыть десяток таких станций.
Особенность загоризонтной локации, основанной на принципе так называемой поверхностной волны -- использование длинноволнового диапазона (это десятки метров). Электромагнитная волна, излученная РЛС, как бы прилипает к поверхности океана, обнаруживая все находящееся на его поверхности. Только в длинноволновом диапазоне можно эффективно обнаружить самолет-невидимку, сооруженный по технологии «Стелс».
Одна из проблем, возникающих при эксплуатации загоризонтных станций, в том, что они могут работать наиболее эффективно только совместно с системой опознавания «свой -- чужой». Последние во всем мире используют приемопередатчики дециметрового диапазона, то есть работают на расстоянии прямой видимости. И возникает противоречие: РЛС видит на 450 км, система опознавания -- обычно не более чем на 50.
Но специалисты «Кронштадта» нашли решение. Согласно резолюции Международной морской организации (IMO) от 12 мая 1998 года, на всех «добропорядочных» гражданских кораблях водоизмещением свыше 300 тонн обязательно ставится автоматизированная информационная система, которая с определенным интервалом (например, раз в минуту) сообщает на берег сведения -- какое именно судно, порт приписки, груз, владелец... Береговая аппаратура принимает эти сигналы, вся информация сводится в единый центр. И получается полная картина, кто и куда плывет.
Система это недорогая, выпускается серийно, дальность ее действия также ограничена прямой видимостью, но на берегу можно поставить маломощный приемник -- на вышке, на горе или поднятый на аэростате, дирижабле. В этом случае дальность действия системы будет сопоставима с дальностью загоризонтной РЛС. Второй вариант -- один корабль излучил сигнал, другой принял и ретранслировал. Так сигнал доберется до берега, аналог системы опознавания заработает. И суда, скрывающие свои намерения, будут обнаружены и идентифицированы на расстоянии 100--150 км и более. Это в несколько раз больше, чем у обычных береговых локаторов.
Для комплектования системы мониторинга Россия предлагает также береговую станцию «Наяда», РЛС миллиметрового диапазона «Балтика», станцию «Монолит», засекающую излучение пиратских передатчиков, грозу низколетящих воздушных целей РЛС «Каста-2Е2» и ряд других радиоэлектронных средств, которые могут сочетаться с продукцией зарубежного производства. Добавим приспособленный для воздушного дозора самолет Ил-114, патрульные катера «Ястреб» и «Мираж», береговые огневые комплексы «Вал-Е» и «Берег», средства освещения подводной обстановки. Это, в частности, гидроакустическая станция «Комор», обнаруживающая за сотни километров крупные объекты, «Комор-1», эффективная при обнаружении диверсантов и небольших подводных целей.
Но и большая дальность обнаружения РЛС или гидроакустической станции не гарантирует задержания морских разбойников. Несложные подсчеты, основанные на уже приобретенной малайцами и сомалийцами статистике, показывают: скорость средств перехвата должна быть не менее 200--250 км в час. Иначе флибустьеры скроются на своих малоразмерных и скоростных судах. Часто -- пластиковых, малозаметных для большинства береговых и корабельных РЛС. В качестве перехватчика россияне предлагают вертолеты Ми-171Ш, боевые Ми-28, которые могут брать на борт несколько человек с оружием и высаживать на борт атакуемого судна.
Или, еще лучше, экраноплан, который у России тоже есть, но его осталось немного доработать. Скорость экраноплана может достигать 400--500 км в час. Это намного больше скорости стандартных патрульных катеров, к тому же экраноплан может взять на борт большую команду. В России и сегодня есть тяжелые экранопланы, которые когда-то заказывало Министерство обороны. Были планы их реанимировать и принять на вооружение. Довольно активно сегодня распространены коммерческие заказы, так что экранопланы не "вымерли" как вид. Их можно видеть и на выставках оружия и военной техники. Нижегородское КБ им. Алексеева уже заявляло, что наработки у них есть, и при наличии заявок они смогут наладить производство.
Среди патрульных кораблей прибрежной зоны «Рособоронэкспорт» на первое место ставит малый ракетный (артиллерийский) корабль проекта 21632 «Астрахань» водоизмещением около 600 тонн, скорость хода около 30 узлов, имеет вертолетную площадку. У него мощное вооружение: одна 100-мм и две 30-мм артустановки, реактивная система залпового огня «Град-М», малогабаритный ЗРК «Гибка». Корабль принят на вооружение российского ВМФ в 2006 году. Способен выполнять те же задачи, что и корвет водоизмещением 1--1,2 тыс. тонн. Этот корабль разработан Зеленодольским проектно-конструкторским бюро в трех вариантах: ракетный, артиллерийский, патрульный. Последний идеально подходит для борьбы с пиратами. Экспортный аналог «Астрахани» -- корвет проекта 21632 «Торнадо» и предлагается иностранным заказчикам.
Предлагаются также быстроходные катера, разработанные на основе автоматически управляемых интерцепторов (плоских пластин). Они позволяют компенсировать колебания волн, уменьшить качку и развить скорость более 50 узлов, а также уменьшить расход топлива.
Если на малайзийской презентации в 2005 году представителей властей заинтересованных государств практически не было, сегодня тем же «Подсолнухом» интересуются многие, идут переговоры с рядом потенциальных заказчиков по новым контрактам. У каждой страны свои особенности, некоторым достаточно «Подсолнуха», а некоторым требуется развернуть полную систему прибрежной зоны. Ею уже заинтересовались 26 стран.
Потенциальные заказчики поняли: система решает широкий круг задач. В частности, контроль ближней зоны и 200-мильной экономической, охрана нефтепромыслов, пресечение браконьерства, нелегальной миграции, предупреждение военной угрозы, наконец. Построение полномасштабной системы, особенно у стран с морскими границами в несколько тысяч километров, -- вещь дорогостоящая. А российская концепция подразумевает применение недорогих средств и систем двойного -- военного и гражданского -- применения.
Аналогичные станции США планируют развернуть вдоль всего своего побережья, разрабатывает их канадский филиал американской фирмы «Рейтеон». Предлагают подобную продукцию и французская «Талес», европейская «Атлас Электроник», американская «Нортроп Грумманн». Последняя предлагает и достаточно современные средства освещения подводной обстановки. Подводные магнитные и гидроакустические датчики входят и в российский вариант комплекта аппаратуры для оснащения системы контроля прибрежной зоны. Например, вблизи нефтяной вышки. Они и обнаружат диверсанта. Есть мощные датчики, действующие на сотни километров от берега и контролирующие передвижение судов. Таким образом недавно в Мексиканском заливе обнаружили подводную лодку, набитую кокаином.
Система может сыграть роль сети для пиратов, ставших буквально неуловимыми. Представители «Рособоронэкспорта» не называют возможную стоимость своей системы мониторинга, но об экономии говорят охотно: суммарные затраты могут быть снижены на 20--50%. Объясняется это ориентацией на малозатратные, но технологически продвинутые средства.
Николай ПОРОСКОВ