Газовая российско-украинская война вчера приобрела лицо, скрытое черной маской сотрудника службы безопасности Украины (СБУ). Бойцы этой структуры вчера явились в офис государственного концерна «Нафтогаз Украины» под предлогом выемки документов -- оригиналов подписанных 19 января соглашений с «Газпромом» о транзите и поставке природного газа в 2009--2019 годах. Дело в том, что накануне СБУ возбудила уголовное дело по факту завладения должностными лицами НАК «Нафтогаз Украины» по предварительному сговору группой лиц 6,3 млрд куб. м транзитного природного газа на сумму свыше 7,4 млрд гривен.
Как известно, московские соглашения были подписаны в присутствии премьер-министров Владимира Путина и Юлии Тимошенко, а президент Украины Виктор Ющенко впоследствии жестко, не стесняясь в выражениях, их критиковал. При этом украинский президент признавал, что хотя соглашения и невыгодны, выполнять их придется. Но, как стало ясно, не собирался сидеть сложа руки. Едва г-жа Тимошенко вчера отбыла из Киева с визитом в Париж, сотрудники СБУ нагрянули в «Нафтогаз». Присутствие премьер-министра в городе во время такой операции грозило бы непредсказуемым развитием событий.
В тот момент, когда в «Нафтогазе» началось «маски-шоу», из руководства в офисе находилась только заместитель главного бухгалтера компании Мария Кушнир. Генеральный директор концерна Олег Дубина уже больше месяца находится в больнице, а его заместитель Игорь Диденко приехал на работу уже в разгар событий. Г-жу Кушнир вывели из здания, но не спецназовцы, а врачи -- у нее случился гипертонический криз.
Наблюдая за сообщениями из Киева, впору было хвататься за сердце руководителям «Газпрома». Как известно, «Нафтогаз» должен до 7 марта перечислить платеж за полученный в феврале газ, и буквально накануне глава «Газпрома» Алексей Миллер получил заверения от г-на Дубины в том, что деньги поступят в срок. Г-н Миллер даже пообещал в обмен на полную оплату поставок
не взимать предусмотренные контрактом штрафы за недобор газа.
И вот контракты, подписанные ценой огромного политического ущерба для обеих сторон, могли рухнуть в результате парализации работы «Нафтогаза». Вскоре после пяти часов вечера «Газпром» распространил короткое сообщение: «Мы обеспокоены ситуацией, связанной с проведенными сегодня службой безопасности Украины следственными действиями в центральном офисе НАК «Нафтогаз Украины». Надеемся, что эти события не повлияют на полное и своевременное выполнение обязательств «Нафтогаза Украины» по оплате февральских поставок российского газа на Украину». Спустя час с небольшим в российском концерне уже по-новому оценили масштаб рисков и выпустили новую версию пресс-релиза, в котором выражалась надежда на то, что происходящее не повлияет и на обеспечение Украиной транзита газа в Европу.
Как сообщает РИА Новости, в ответ пресс-секретарь «Нафтогаза» Валентин Землянский заявил: «Мы официально можем сообщить, что сегодня НАК «Нафтогаз Украины» уже вечером получил так называемые «свифтовки» -- это подтверждение от банка-корреспондента о переводе первого транша средств за газ, употребленный в феврале, на счета «Газпрома». Поскольку мы имеем сегодня соглашение о конфиденциальности, мы не можем называть полную сумму расчетов. Мы можем сказать, что в первом транше переведено более чем 80% от всей суммы».
От «Газпрома» вчера подтверждения получения средств не поступало.
Между тем, похоже, глава «Нафтогаза» Олег Дубина изначально предвидел подобное развитие событий. Высокопоставленный источник «Времени новостей» рассказал до сих пор неизвестные подробности событий 19 января, когда в российском Белом доме
прошла церемония подписания контрактов. Источник газеты говорит, что когда г-ну Дубине подали папку с документами для подписания, он вложил в нее какой-то листок, расписался на нем и закрыл папку. «Премьеры стояли за спиной у глав компаний и не обратили на это внимания. Миллер, который все это видел, не поверил своим глазам. Как только встали из-за стола, он заглянул в папку и сказал Путину, что украинцы ничего не подписали. После этого Владимир Владимирович пригласил Тимошенко, Дубину и Миллера к себе в кабинет, где они долго беседовали, а уже потом без Путина уехали в «Газпром», -- рассказывает собеседник газеты.
Как известно, впоследствии Олег Дубина заявлял, что никакого давления на него во время переговоров и подписания контрактов в Москве не оказывалось. Однако анекдотичность описанной источником газеты ситуации лишь подчеркивает то, до какой степени глава «Нафтогаза» не хотел оказаться крайним.
Между тем, в развернувшихся вчера баталиях главной целью сторон являются параметры газовой сделки, не связанные непосредственно с «Газпромом». Речь идет о борьбе за ресурсы швейцарского трейдера RosUkrEnergo, который в результате январских соглашений был вытеснен из схемы российско-украинских газовых поставок. В подземных хранилищах газа на территории Украины находится газ, собственником которого в объеме 11 млрд кубометров является RosUkrEnergo (у которой сохраняются контракты на поставки газа в Европу). Юлию Тимошенко, всегда называвшую присутствие швейцарского трейдера коррупционным механизмом, интересы RosUkrEnergo не волнуют. В Москве же, судя по всему, было решено не биться до крови за компанию, где 50% принадлежит «Газпрому», а отпустить ситуацию на волю взаимоотношений гг. Тимошенко и Ющенко.
Подписанные 19 января документы предусматривают, что Украина должна была выкупить находящиеся в ПХГ 11 млрд кубометров по специальной цене в 153,9 долл за 1 тыс. кубометров. В феврале эти объемы едва не стали предметом масштабной сделки с участием «Газпрома». Концерн заключил с «Нафтогазом» договор об уступке украинской госкомпании прав требования у RosUkrEnergo долга. И Юлия Тимошенко поспешила объявить, что в результате этой сделки российский концерн забрал у RosUkrEnergo газ в ПХГ и передал его «Нафтогазу». «Газпрому» пришлось опровергать украинского премьера: «Ни «Газпром», ни «Газпром экспорт» не обладают какими-то правами на газ RosUkrEnergo, находящийся в ПХГ Украины, и соответственно не осуществляли каких-либо сделок с этим газом, в том числе не передавали «Нафтогазу» каких-либо прав в отношении указанного газа. В соответствии с договором уступки от 20.01.2009 г. «Газпром» и «Газпром экспорт» уступили «Нафтогазу Украины» права требования у RosUkrEnergo исключительно денежной задолженности в размере 1,7 млрд долл. США».
Тем не менее, «Нафтогаз» отказывался принимать заявки RosUkrEnergo на подъем газа из подземных хранилищ на Украине для выполнения обязательств перед европейскими клиентами и более того, украинская таможня начала таможенное оформление этого газа как собственности «Нафтогаза».
Юлия Тимошенко убеждена в правомочности экспроприации. «Я как премьер-министр достаточно больно дам по рукам всем, кто зарится на государственную собственность», -- цитирует Интерфакс ее заявление после вчерашних переговоров с Николя Саркози. По ее словам, СБУ пыталась парализовать деятельность «Нафтогаза», сорвать расчеты с «Газпромом» и запугать людей, которые имели отношение к растаможиванию газа в интересах «Нафтогаза». Коррупционеры, которые, по ее мнению, стоят за всем этим, «хотели, безусловно, применить все свои рычаги влияния, включая и силовые структуры, для того, чтобы не расстаться с 11 миллиардами кубометров газа и 5 миллиардами долларами как следствие. Это очевидно. И если кто-то думает, что это борьба личностей, то это банальная борьба коррупционной группы за деньги, которые им не принадлежат».
Виктор Ющенко вчера не выходил к прессе, а делал заявления через своего пресс-секретаря. По словам Ирины Ванниковой, президент Украины полностью поддерживает действия сотрудников СБУ, которые расследуют уголовное дело по подозрению должностных лиц «Нафтогаза Украины» и таможни в совершении должностного преступления. «Действия сотрудников СБУ довольно жесткие, как того и требуют обстоятельства этого дела. Президент убежден: в расследовании выявленных злоупотреблений как раз и нужно проявлять решительность и настойчивость. Период слабости и профессиональной апатии в деятельности правоохранительных органов нужно заканчивать», -- говорится в заявлении г-жи Ванниковой. Виктор Ющенко, который, по ее словам, лично контролирует ход расследования, «категорически не воспринимает весь политический гам, который сейчас возник вокруг этого дела и действий СБУ. Все громкие заявления -- сигнал обществу о том, чьи корыстные интересы зацепили действия сотрудников СБУ».
Тем временем пресс-служба правительства к вечеру отчиталась, что таможенная служба растаможила в интересах «Нафтогаза» 11,5 млрд кубометров газа в ПХГ. «Как только «Нафтогаз», государственная компания, обратилась в Гостаможслужбу и подала документы, Гостаможслужба осуществила для нее растаможивание в соответствии с действующим законодательством», -- приводятся в сообщении пресс-службы правительства слова председателя Гостаможни Анатолия Макаренко.
Примечательно, что скандал с «маски-шоу» разгорелся в Киеве меньше чем через сутки после того, как украинские власти направили в штаб-квартиру Международного валютного фонда меморандум, в котором сообщили о готовности к совместным действиям в сфере экономических реформ. Как известно,
Киев ждет возобновления кредитования со стороны МВФ (речь идет об транше в размере 2 млрд долл), но для этого требуется заново согласовать с фондом параметры экономической программы и убедить руководство фонда в способности Киева ее выполнять. Неизвестно, получил ли глава МВФ Доминик Стросс-Кан это послание, но велика вероятность, что информация о новой битве между гг. Ющенко и Тимошенко опередила их «согласованный» меморандум. Судя по итогам переговоров г-жи Тимошенко с Николя Саркози, ей не удалось найти денег и в Париже.