|
|
N°36, 04 марта 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Зодчество эконом-класса
Кризис внес коррективы в планы московских архитекторов
Вследствие кризиса у московских архитекторов поубавилось работы, экономические трудности вынуждают отложить на неопределенный срок реализацию некоторых амбициозных проектов. Но свои обязательства по проектированию жилых домов и детских садов столичный архитектурный комплекс продолжает выполнять в прежнем объеме. Об этом, выступая вчера перед журналистами, заявил главный архитектор Москвы Александр Кузьмин.
«Сейчас у архитекторов ситуация тяжелая, -- признал г-н Кузьмин. -- Объем работы резко сократился: если в прошлом году мы ставили перед собой задачу привлечь специалистов из-за рубежа, архитекторов из других российских городов, то на сегодняшний день об этом даже речи не идет». Теперь, когда частные инвесторы и застройщики переживают далеко не лучшие времена, ведущие столичные архитекторы «просто в очередь выстраиваются за городскими бюджетными проектами», подчеркнул глава Москомархитектуры. Он напомнил, что год назад «наших элитных зодчих» приходилось «буквально упрашивать, чтобы они, например, взяли на проработку проект ФОК (физкультурно-оздоровительного комплекса), школы или детского сада, ведь это не так престижно». «Теперь они берут все, что есть», -- добавил главный архитектор Москвы. По словам г-на Кузьмина, такое явление он наблюдает впервые в новейшей истории Москвы, да и России в целом.
С учетом кризиса архитекторы сосредоточат свои усилия на проектировании тех объектов, где гарантировано стабильное финансирование. Главный столичный архитектор заверил москвичей, что запланированный в городском бюджете «объем по жилью и детским садам остался тем же». Правда, добавил Кузьмин, пришлось «несколько сократить объем по ФОК».
Городские власти не отказываются и от проектов создания новых магистралей, призванных разгрузить транспортную систему Москвы. По словам Александра Кузьмина, уже разработаны предпроектные предложения по строительству новой трассы, которая должна стать дублером Волгоградского проспекта и Люблинской улицы. «По просьбе жителей мы отказались от традиционного дублера Волгоградского проспекта, который должен был проходить через жилые кварталы, -- сообщил руководитель Москомархитектуры. -- На ближайшем заседании общественного совета при мэре мы предложим провести строительство трассы на участке Кожуховская улица -- МКАД. Эта дорога существенно улучшит транспортную ситуацию в районах Марьинский парк и Братеево». Около половины новой радиальной магистрали составят уже существующие трассы. Остальное, в том числе отрезок, который пройдет параллельно Люблинской улице вдоль линии Курской железной дороги, еще предстоит построить.
Общественное мнение будет учтено не только в данном случае, заверил г-н Кузьмин. В частности, привел пример главный архитектор, возглавляемое им ведомство пошло навстречу требованию большинства участников февральских общественных слушаний, которые выразили резкое недовольство проектом реконструкции Центрального дома художника и здания Третьяковской галереи на Крымском валу. Как известно, неоднозначную реакцию художественной общественности столицы вызвал проект, разработанный британским архитектором Норманом Фостером. Вопреки появившимся ранее сообщениям, архитектурная идея г-на Фостера не была утверждена правительством Москвы, подчеркнул Кузьмин. Большинство участников общественных слушаний отвергло и тот проект, который представила Москомархитектура (предложившая построить для ЦДХ и Третьяковки новые здания поближе к Садовому кольцу). «На слушаниях высказываний «за» практически не было -- однозначно, тот проект, который был представлен, реализовываться не будет», -- констатировал г-н Кузьмин.
Среди дорогостоящих проектов, реализация которых отложена на неопределенный срок, г-н Кузьмин упомянул строительство подземного паркинга под Пушкинской площадью. Напомним, что в ноябре прошлого года глава департамента дорожно-мостового и инженерного строительства Москвы Александр Левченко заявил о том, что «освоение подземного пространства в районе Пушкинской площади» начнется в 2009 году -- проект подразумевал строительство двухуровневой парковки, а также кафе и магазинов. «Юрий Лужков дал понять, что никакой торговли в этом месте городу не нужно, -- озвучил нынешнюю точку зрения московских властей г-н Кузьмин. -- Однако инвестор пытается согласовать этот проект с уменьшением торговых площадей. Но я не думаю, что в ближайшее время это будет реализовано». По словам главного архитектора Москвы, неизвестны и сроки реализации проекта строительства подводной парковки под обводным каналом в районе Хохловской площади. Более определенно Александр Кузьмин высказался о возведении «народных гаражей» в московских промзонах. Сейчас два таких гаражных комплекса строятся в Южном округе. Стоимость одного места для парковки -- около 10 тыс. долларов.
Михаил МОШКИН