|
|
N°35, 03 марта 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Театр страстей
Телевидение существует по законам театральной драматургии: ружье, висящее на стене, рано или поздно обязано выстрелить, иначе пьесы не получится. Следуя этой аналогии, канал НТВ давно превратился в стрельбище -- таким количеством живых и мертвых трупов, бесконечных эксгумаций и взрывных провокаций мало кто может похвастаться. На «Честном понедельнике» стрельба в основном беспорядочная, зато шуму, дыму и орущих статистов -- как на съемках Бондарчука. Режиссуры никакой, главный герой пучит глаза, машет руками и выкрикивает маловразумительные лозунги, плохо понимая, какую роль он исполняет. Автор бестселлера «Зе телки» Сергей Минаев обладает весьма скудным лексиконом, напрочь лишен мужского обаяния и чувства юмора, но упорно изображает из себя эрудита, мачо и шоумена. Массовка машет флагами, герои пытаются что-то сказать, а несчастные люди, пришедшие на программу за помощью и поддержкой, едва сдерживают отчаяние.
По уровню бессмысленности и бесполезности с «Понедельником» может конкурировать «Гордон Кихот» («Первый»), призванный научить нас, недоумков, отличать зерна от плевел или мух от котлет. В роли мух в который раз выступили звезды гламура -- издатель Усков (упорно именующий себя историком), светская кошка Ксения Собчак, светская мышка Тина Канделаки и художник Павел Каплевич (хороший художник, никак не бездельник, что странно). Все то же: визг, шум и активная демонстрация друг другу торговых марок, видимо в качестве мерила успешности.
Бежать от этих взбесившихся от собственных комплексов «сирен успеха», слава богу, есть куда: настоящий «Домашний театр» открыл для нас канал «Культура». В этом цикле в феврале прошли две совершенно удивительные премьеры: «Пьеса для мужчины» (Хармс, режиссер Владимир Мирзоев, неожиданная великолепная работа Ефима Шифрина) и «По поводу Лысой певицы» (Ионеско, режиссер Сергей Юрский). Примечательно, что обе работы решены в жанре абсурда, что особенно укрупняет их значимость в контексте того балагана, что выдается нам за реальную жизнь. В том же пространстве -- глубоко личном, предельно откровенном -- происходили и минувшие встречи у Владимира Познера («Познер», «Первый») с Эдвардом Радзинским и Владимиром Лукиным. А «Временно доступными» («ТВ-Центр») на радость и удивление публике стали боксер Валуев и артист Меньшиков. От Меньшикова, конечно, ожидали больших откровений, человек-загадка пустил нас лишь в прихожую своего бункера. Но сам факт его появления в таком формате -- уже новость.
Главным же телесобытием февраля, буквально взорвавшим зрительскую аудиторию и расколов ее на два -- увы! -- непримиримых лагеря, стал фильм Алексея Пивоварова «Ржев. Неизвестная битва Георгия Жукова» (НТВ). Приуроченная ко Дню защитника Отечества и подогретая странной инициативой министра Шойгу об «уголовной ответственности за отрицание победы СССР в Великой Отечественной войне» (кого он имел в виду?) премьера НТВ сразу же стала объектом страстных споров. Фильм Пивоварова ни в коей мере не умаляет героизма советского народа и уж тем более не оправдывает ветеранов вермахта, но с болью демонстрирует нынешним поколениям, какой ценой та самая Великая Победа нам далась и на чьем счету тысячи и тысячи наших смертей. Не понимать этого, не вспоминать об этом -- это и есть отрицание Победы.
Ксения ЛАРИНА, радио «Эхо Москвы»