Время новостей
     N°33, 27 февраля 2009 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  27.02.2009
Протокол для двоих
1 марта вступают в силу поправки в закон об ОСАГО
Поправки в закон об обязательном страховании гражданской ответственности автовладельцев, принятие которых неоднократно откладывалось, наконец-то вступают в силу -- это произойдет в воскресенье, 1 марта. Отныне автовладельцы могут зарегистрировать незначительный страховой случай (т.е. зафиксировать факт ДТП), не вызывая сотрудников автоинспекции. Кроме того, вводится так называемая схема прямого урегулирования убытков -- проще говоря, водитель имеет право получить компенсацию ущерба у своего страховщика (а не требовать, как сейчас, возмещения убытков от компании, застраховавшей виновника происшествия). Новшества в законодательстве об ОСАГО по идее призваны не только облегчить порядок оформления страховки, но и хотя бы отчасти посодействовать разрешению хронической проблемы дорожных пробок. Ведь сейчас даже из-за незначительной царапины участники ДТП вынуждены стоять посреди проезжей части, ожидая прибытия сотрудников ГИБДД, и тем самым «генерировать» многокилометровые заторы. Теперь же, с введением в действие упрощенного порядка рассмотрения ДТП, участники мелких происшествий смогут покинуть место аварии без вызова представителей автоинспекции -- по словам страховщиков, соответствующее изменение вносится в правила дорожного движения.

Накануне введения поправок представители Российского союза автостраховщиков (РСА) собрали пресс-конференцию, на которой заверили обладателей полиса ОСАГО, что к введению упрощенного оформления ДТП (системы «Европротокол») и прямого урегулирования убытков все готово. «Имеющейся сейчас нормативной базы достаточно для того, чтобы с 1 марта система заработала в полном объеме -- позволила бы страховщикам принимать клиентов, удовлетворять все их требования в установленном порядке и проводить взаиморасчеты между страховыми компаниями», -- заявил «Времени новостей» Андрей Юрьев, глава управления РСА, отвечающего за работу с «Европротоколом». «Клиенты будут приходить к своему прямому страховщику и получать возмещение, которое причитается им за причиненный ущерб, в установленный законодательством срок -- 30 календарных дней», -- заверил автомобилистов г-н Юрьев.

Примечательно, однако, что в ходе пресс-конференции представители союза автостраховщиков не единожды призывали автовладельцев хорошенько подумать, прежде чем регистрировать страховой случай без участия ГИБДД. «Обе эти системы -- «Европротокол» и прямое урегулирование через своего страховщика -- действуют при определенном наборе условий», -- предупредил клиентов страховых компаний заместитель директора РСА по методологии Владимир Козлов. Самое главное условие: новые правила распространяются лишь на тех автомобилистов, которые оформили страховку по ОСАГО после вступления поправок в силу, то есть после 1 марта 2009 года. Представители РСА кивают на законодателей -- по их словам, хотя поправкам в закон об ОСАГО можно было придать обратную силу, разработчики законопроекта не удосужились этого сделать.

Еще одно из условий регистрации мелкой аварии без привлечения ГИБДД -- в происшествии могут фигурировать лишь две машины, не больше. Кроме того, в таком ДТП не должно быть пострадавших -- речь может вестись только о причинении ущерба автомобилю. Да и сам ущерб должен быть незначительным, возмещение за него, по оценке самих участников аварии, не должно превышать 25 тыс. рублей.

«Между участниками ДТП не должно быть каких-либо разногласий по обстоятельствам причинения вреда имуществу в результате этой аварии, -- подчеркнул Андрей Юрьев. -- Соответственно обстоятельства аварии оба фигуранта обязаны изложить в извещении о ДТП, которое хорошо знакомо каждому автолюбителю с момента введения ОСАГО». При этом, добавил представитель РСА, участники аварии «не принимают на себя обязательство определять, кто является причинителем вреда, а кто -- потерпевшим». Они лишь описывают обстоятельства аварии, а «распределение ролей» будет брать на себя страховая компания, которая должна оценить все обстоятельства, изложенные участниками ДТП в своих извещениях. Автостраховщики призвали водителей к осмотрительности: ведь извещения о ДТП, которые составят сами фигуранты столкновения, будут являться единственной доказательной базой.

«Если автовладелец не исполняет перечисленные выше условия, то у страховщика не будет возможности урегулировать случай по упрощенной системе и прямому возмещению убытков», -- предупредил Владимир Козлов. Если же у участника ДТП остались сомнения по поводу суммы ущерба или обстоятельств аварии, то представители РСА советуют и вовсе не прибегать к самодеятельности, а оформить страховой факт с привлечением ГИБДД. Такой же совет дает и президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин, полагающий, что отсутствие инспектора ГИБДД среди оформляющих не позволит выявить виновника. «Ни одно дорожно-транспортное происшествие не обходится без нарушения правил. Но как наказывать виновника аварии за нарушение, если участники ДТП не вызывают инспектора?» -- заметил он в беседе с корреспондентом «Времени новостей».

Помимо прочего г-н Травин, как и страховщики, призывает водителей не определять на глаз стоимость ремонта авто, ибо в шоковом состоянии после аварии это будет сделать весьма непросто. «Необходимо помнить, что ошибка в определении размера ущерба повлечет финансовые последствия, -- напоминает и президент РСА Андрей Кигим. -- Если окажется, что ремонт стоит дороже, страховщик, оформляющий убыток по упрощенной процедуре, не будет иметь права доплатить сверх установленной законом суммы в 25 тысяч».

Такое количество оговорок и предостережений уже заранее свидетельствует о том, что толком новшество работать не будет и пробок на дороге не поубавится, считает лидер Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин. По его мнению, после 1 марта автомобилисты вряд ли часто будут прибегать к «Европротоколу». «Что касается так называемого прямого урегулирования, то здесь проблем хоть отбавляй, -- заявил г-н Похмелкин «Времени новостей». -- Закон обставляет этот процесс слишком многими условиями. Думаю, что в таком виде эти нормы работать не будут, люди будут перестраховываться и вызывать ГИБДД, чтобы составить схему ДТП, дабы не возникло никаких проблем».

Впрочем, действительно широкое введение «Европротокола» тормозится еще и потому, что законодательная база, на которую могли бы опираться новые нормы об ОСАГО, требует доработки. Это признают и страховщики. В частности, еще не приняты поправки в Налоговый кодекс, которые определили бы порядок расчетов между страховыми компаниями по фиксированным суммам. «Мы будем готовить предложения для Министерства финансов, -- пояснил «Времени новостей» Андрей Юрьев. -- Мы будем готовить эти изменения с тем, чтобы они были приняты в течение 2009 года: в течение первого полугодия разработаем поправки, затем согласуем с Минфином».

Что более важно не столько для страховщиков, сколько для самих автомобилистов: до сих пор отсутствует единая методика определения ущерба, причиненного транспортному средству. И в этом также «заслуга» законодателей, подчеркивает президент РСА Андрей Кигим. Нет закона о банкротстве, который защитил бы клиента от недобросовестных компаний. Кроме того, добавил глава союза автостраховщиков, в наших судах нет отработанных процедур в отношении присуждения ущерба по упрощенному урегулированию.

Михаил МОШКИН