В среду в Госдуму пришли вице-премьер Сергей Иванов и главы двух государственных корпораций Сергей Чемезов («Ростехнологии») и Анатолий Чубайс («Роснанотех»). В рамках правительственного часа они рассказали депутатам о состоянии промышленности (преимущественно оборонной) в условиях финансово-экономического кризиса. При этом г-н Иванов признал, что правительство пока не может технологически обеспечить финансирование гособоронзаказа, а г-н Чемезов -- что оборонная промышленность не умерла, но чувствует себя неважно.
Сергей Иванов отметил трудности с кредитованием, которые испытывает оборонно-промышленный комплекс. «На сегодняшний день кредиты под реализацию инвестиционных проектов для большинства предприятий ОПК практически стали недоступными. Вы знаете проценты, какие банки предлагают, причем по очень краткосрочным кредитам. Для инвестиций это совершенно непригодный вариант», -- сказал вице-премьер. По его словам, объем кредитов, которые нужны Минпромторгу, «Роскосмосу» и «Росатому» для инвестиционных проектов, на сегодняшний день составляет примерно 300 млрд рублей.
Эту тему развил генеральный директор «Ростехнологий» Сергей Чемезов. «Положение промышленных предприятий и научных организаций, входящих в госкорпорацию, является сложным, я бы сказал, даже очень сложным. Сегодня общая сумма кредиторской задолженности 440 организаций, акции которых передаются в качестве имущественного взноса в корпорацию, включая 340 предприятий ВПК, за девять месяцев прошлого года увеличилась на 13,5% и составила 625 млрд руб.», -- сообщил депутатам г-н Чемезов. По его словам, финансово-экономическое состояние только 36% стратегических организаций оборонного комплекса можно признать устойчивым, а «около 30% имеют признаки банкротства». «Особенно проблемная ситуация сложилась в отрасли боеприпасов и спецхимии, в которой около 50% предприятий относится к потенциальным банкротам», -- рассказал г-н Чемезов. И за последние месяцы ситуация только ухудшилась.
Организации ОПК, передаваемые в «Ростехнологии», являются определяющими для создания и производства важнейших вооружений. Половина из них ФГУПы, то есть являются государственной собственностью, пояснил Сергей Чемезов. «Однако только 15% применяемых ими технологий соответствуют мировому уровню, основные фонды изношены на 70%», -- посетовал он. Тем не менее глава "Ростехнологий" завершил свой доклад на относительно оптимистической ноте: «Положение очень тяжелое, но говорить, что ОПК умер, конечно, нельзя. Мы еще умеем делать эффективную, сложную и конкурентоспособную технику».
Отвечая на вопрос депутата фракции ЛДПР Михаила Питкевича о том, как «Ростехнологии» выстраивают взаимоотношения с банками, г-н Чемезов поделился новостью о создании центра финансовых услуг для предприятий, входящих в корпорацию. «Что касается кредитов, это самая болезненная тема. Сегодня, по нашим оценкам, максимальная стоимость кредита, которая может вывести рентабельность хотя бы в ноль, это порядка 10--12%. Все, что выше, -- это уже в минус. Мы пытаемся даже получить кредиты на Западе, ведем переговоры», -- сообщил глава «Ростехнологий».
Депутат Евгений Самойлов из «Единой России» спросил, как во время кризиса будет решаться вопрос наполнения оборонной промышленности длинными деньгами. «Это один из самых острых вопросов, -- ответил Сергей Иванов. -- Уже у нас февраль заканчивается, а большинство предприятий оборонки и других предприятий, выполняющих гособоронзаказ, до сих пор не получили конкретных ассигнованных и расписанных финансовых ресурсов. Главные распорядители бюджетных средств -- это не Минфин, а десятки министерств и ведомств, в интересах которых ведется исполнение гособоронзаказа. Они должны в первом квартале этого года заключить контракты и довести средства до соответствующих предприятий. Эта работа, естественно, идет, но идет она со скрипом. Это я признаю открыто».
По словам г-на Иванова, и президент, и премьер-министр призвали госзаказчиков как можно быстрее довести средства до предприятий. «Это можно сделать двумя законными путями. Если единственный исполнитель -- с ним срочно заключить контракт, в том числе и по авансированию работ. И второе: если это горюче-смазочные материалы, продовольствие -- конечно, надо проводить конкурс, чтобы не было коррупции и завышения цен. И эта работа, насколько мне известно, уже ведется», -- сказал вице-премьер.
В свою очередь
директор «Российской корпорации нанотехнологий» Анатолий Чубайс рассказал не о проблемах, а о достижениях своего ведомства. По его словам, в госкорпорацию подано около 900 заявок, примерно 60 из которых находятся в стадии разрабатываемых бизнес-проектов. «Предполагается, что к 2015 году объем нанотехнологической продукции составит 900 млрд руб., -- напомнил о прежних планах г-н Чубайс, отметив, что 180 млрд из них должен составить объем экспортной продукции. -- Сейчас, по экспертным оценкам, объем нанотехнологической продукции составляет уже 4--5 млрд рублей».
Анатолий Чубайс даже привел депутатам два примера бизнес-проектов в сфере нанотехнологий. Это завод по производству монолитного твердосплавного инструмента с наноструктурированным покрытием в Рыбинске и строительство производственного комплекса по изготовлению мембран с нанопористыми отверстиями, которые «являются сердцевиной современного аппарата по очистке крови по плазмоферезу».