Главе японского кабинета министров Таро Асо выпала честь стать первым иностранным руководителем, которого принял вчера в Вашингтоне новый президент США Барак Обама. Они обсудили мировой финансовый кризис, ядерную программу Северной Кореи и помощь Афганистану. Визит стал «подтверждением прочного партнерства между США и Японией», заявил Обама гостю.
Если для президента США это была первая международная встреча в Овальном кабинете Белого Дома, то для премьера Японии она может оказаться последней -- свыше 70% японцев выступают за скорейшую отставку Таро Асо. Прекрасно понимая шаткость политических позиций премьера Японии, американцы хотели показать, что Токио остается важнейшим союзником Вашингтона. По тем же соображениям на минувшей неделе госсекретарь США
Хиллари Клинтон начала поездку по Азии с посещения Японии.
Клинтон побывала также в Индонезии и Южной Корее, однако главной частью поездки стало посещение Китая. Пекин стал крупнейшим держателем американских казначейских обязательств на сумму 696 млрд долл., следом идет Токио с 578 млрд. Гостья попыталась убедить председателя КНР Ху Цзиньтао, премьера Вэнь Цзябао и главу МИДа Ян Цзечи в том, что вложения в американские государственные ценные бумаги остаются надежным и безопасным делом.
Перед отъездом из Пекина Клинтон заявила, что выздоровление мировой экономики не состоится без «сотрудничества и руководства» со стороны Китая и США. Она похвалила китайские власти и центробанк КНР за «умное решение» продолжать инвестиции в казначейские обязательства США: «Чтобы стимулировать экономику, США нужно увеличить долг. Если мы не сможем заставить нашу экономику двигаться, это будет не в интересах Китая. Продолжая поддерживать американские казначейские бумаги, китайцы признают нашу взаимозависимость. Мы действительно упадем или поднимемся вместе. Мы в одной лодке, и хорошо, что мы гребем в одном направлении». По ее словам, китайцы хорошо понимают, что им не удастся восстановить экспортные поставки на свой крупнейший рынок в США до тех пор, пока Америке не удастся оживить свою экономику.
Главный научный сотрудник Института Дальнего Востока РАН Яков Бергер заметил «Времени новостей», что Китай и США «друг от друга никуда не денутся», китайцам нужно продавать свои товары, американцам -- сбывать казначейские обязательства. Китай показал себя как надежный партнер, приобретая американские ценные бумаги даже в разгар мирового кризиса. Но когда Барак Обама в конце января призвал соотечественников «покупать американское», это стало ударом по интересам китайских производителей. Премьер Вэнь Цзябао на всякий случай намекнул, что Китай собирается поразмыслить о том, стоит ли ему и далее покупать американские обязательства.
По мнению собеседника «ВН», Китаю и США предстоит жесткий разговор о новой архитектуре мировой финансовой системы: «Америка попытается сохранить за собой право решающего голоса, тем временем Китай готовит предложения о постепенном увеличении своей роли по мере роста его экономической мощи». Создание механизмов американо-китайского стратегического и экономического диалога будет обсуждаться во время встречи Барака Обамы с Ху Цзиньтао в начале апреля в Лондоне на саммите «двадцатки».
Первая загранпоездка нового госсекретаря США заставила аналитиков заговорить о новом стиле американской дипломатии. Посещая страны Азии, 61-летняя Хиллари Клинтон вела себя раскованно, нарушая дипломатические шаблоны. Она честно сказала, что во время переговоров в Китае проблема прав человека ушла на задний план. США не могут одновременно критиковать Пекин и просить его о помощи в борьбе с финансовыми проблемами, но это признание сильно разозлило правозащитников. Клинтон нарушила неписаный запрет, заговорив о возможности кризиса в Северной Корее из-за поиска преемника нынешнего лидера Ким Чен Ира (в США и Южной Корее ходят слухи о его тяжелой болезни). Дипломаты из госдепа пришли в ужас, опасаясь, что в ответ Пхеньян станет еще менее сговорчивым. На это госсекретарь иронично заметила, что «привычка волноваться из-за самоочевидных вещей препятствует ясности мышления».
В ходе поездки Хиллари Клинтон много встречалась с журналистами и представителями общественности, демонстрируя открытый и дружелюбный облик американской власти при Бараке Обаме. Те, кто привык к сухому академичному стилю ее предшественницы Кондолизы Райс, были поражены. После выступления в Токийском университете Клинтон спросили, как она стала такой сильной. «Я много играла в баскетбол, и я играла со многими мальчиками», -- ответила она, вызвав бурю смеха. В Южной Корее журналистка спросила, как ей удается выглядеть столь молодо и энергично. «Я выгляжу молодо? Боже мой, я надеюсь, что кто-то записывает это!» -- сказала Клинтон.
В Пекине член Госсовета карьерный дипломат Дай Бинго приветствовал гостью словами: «Вы выглядите моложе и красивее, чем по телевизору!» Лишь тут Хиллари Клинтон покраснела и немного смутилась. «Мы очень хорошо поладим», -- ответила госсекретарь.