|
|
N°26, 16 февраля 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Безвыигрышная лотерея
Вручены призы 59-го Берлинского кинофестиваля
«Золотой медведь» Берлинале достался перуанке Клаудии Льосе за фильм «Молоко скорби». Это решение можно назвать и неожиданным, и ожидаемым. Неожиданным -- потому что картина Льосы была показана в предпоследний день конкурса и восторга не вызвала. И ожидаемым -- потому что фильм о женщине, отравленной молоком своей матери, которая стала жертвой насилия в период диктаторского режима Фухимори, не мог не понравиться председателю жюри Тильде Суинтон -- замечательной актрисе, музе Дерека Джармена и защитнице прогрессивного кино.
Вторым триумфатором субботней церемонии стал молодой аргентинец Адриан Биньес со своим полнометражным дебютом «Гигант», минималистичной историей об охраннике супермаркета, который влюбляется в уборщицу, наблюдая за ней с помощью камер слежения. Фильм получил приз за лучший дебют, а также разделил Гран-при жюри с немецкой картиной «Все остальные» и приз имени основателя фестиваля Альфреда Бауэра с новой драмой поляка Анджея Вайды «Татарник» (именно так, как выяснилось, переводится название фильма, обозначающее болотную траву).
Интересно, что приз Бауэра вручается «за особенно новаторскую работу» и, насколько мне известно, впервые достается режиссеру в таком почтенном возрасте -- Вайде через три недели исполнится 83. Впрочем, противоречия в этом нет. Вайда и его главная звезда Кристина Янда, бесстрашно включившие в игровое повествование документальный рассказ о смерти мужа актрисы, как и положено великим, заставляют зрителей забыть о своем возрасте.
Лучшим режиссером назван иранец Асгар Фархади за картину «Все об Элли». Лучший актер -- малиец Сотиги Куйате в «Реке Лондон» Рашида Бушареба, актриса -- немка Биргит Минихмайр из «Всех остальных». За лучший сценарий награждены Орен Мувермен и Алессандро Камон («Посланец»). «Серебряного медведя» за лучшее художественное решение получили звукорежиссеры румыно-венгерской «Каталины Варги». Один «Медведь» достался и России: в конкурсе детских фильмов лучшей короткометражкой стала «Улыбка Будды» Баира Дышенова -- забавная история о бурятском мальчике, который вознамерился стащить у Будды пару конфет.
В принципе распределение наград можно было бы назвать практически идеальным, если бы на большинстве фильмов конкурсной программы не было бы написано крупными буквами «второй сорт». Посмотреть хороший фильм в Берлине в этом году было как никогда трудно, даже если не выходить из кинозалов с утра до вечера. Это уже даже не мытье золота и не добыча радия, а какая-то сомнительная лотерея с небольшими шансами на выигрыш.
Мне лично за десять дней под конец фестиваля достался один выигрышный билетик -- фильм норвежца Руне Денстада Лангло «Север». Это скромная драма с элементами комедии о человеке, который едет на снегоходе через Норвегию на встречу с четырехлетним сыном, о существовании которого он еще недавно не подозревал. В этом «антидепрессивном внедорожном фильме» (так его жанр определен на рекламных афишах) оказалось больше правды, юмора и чувства, чем во всех берлинских конкурсных лентах вместе взятых.
Алексей МЕДВЕДЕВ, Берлин