Время новостей
     N°24, 12 февраля 2009 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  12.02.2009
Приток Амура
Граждане начинают больше ценить семью и сокращают расходы на внебрачные связи
Любовь и кризис поймали в сети российских граждан: в период экономического спада они стали меньше влюбляться, но при этом больше верить в любовь. К таким выводам пришли специалисты Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), проведя исследование, посвященное надвигающемуся празднику 14 февраля -- Дню всех влюбленных. В России к этому традиционному европейскому празднику примыкают также мужской и женский праздники -- 23 февраля и 8 Марта. Опрос проведен 7--8 февраля в 140 населенных пунктах 42 регионов страны, опрошено 1600 человек, статистическая погрешность не превышает 3,4%.

В начале этого года только 45% респондентов признались социологам в своей влюбленности в кого-либо. В сытые 2003--2008 годы число жертв Амура среди россиян было существенно выше -- 53--54%. Похоже, кризис отвлек чувства и силы граждан с любовного фронта на экономический. Впрочем, руководитель отдела социальных исследований ВЦИОМ Елена Пахомова считает, что эти цифры могут отражать скорее «эмоциональный фон» человека в эпоху кризиса: «Когда голова забита другим, он при ответе может и не вспомнить про любовь».

Опрос также показал, что чаще всего нежные чувства испытывают россияне и россиянки, связанные узами брака -- хотя бы гражданского. Среди них влюблен каждый второй (50%), а вот среди свободных респондентов -- только 36%. «Любовь для наших людей -- дело семейное», -- такой вывод сделала из этих цифр директор ВЦИОМ по коммуникациям Ольга Каменчук. Надо признать, впрочем, что это заключение небесспорно: социологи ведь не проверяли, обожают ли окольцованные граждане и гражданки свою вторую половину или кого-то другого.

Впрочем, социологи уверены, что финансовые трудности в любом случае укрепят институт семьи. «Люди сегодня начинают ценить тыл, -- пояснила г-жа Каменчук, -- понимая, что кроме карьеры и красивой жизни есть тихая гавань, семья и дети». «Некоторые негативные тенденции пока фиксируются только в семьях, где преобладала установка на материальное благосостояние, -- добавила Елена Пахомова. -- Эти браки могут распадаться или трансформироваться». В отличие от законных жен любовницам на стороне кризис ничего хорошего не сулит: по мнению г-жи Пахомовой, «бросать их пока не будут, но в расходах сильно урежут».

Интересно, что кризис заставил россиян разочароваться в деньгах и уверовать в любовь. На вопрос о том, какая сила правит миром, в тучный 2007 год 54% без тени сомнения ответили, что все зависит от денег. А в начале кризисного 2009 года такое мнение разделяют лишь 39%, как и в тяжелый для экономики 1992-й. В высшие силы два года назад верили лишь 10% респондентов, но сейчас их стало 18% -- видимо, финансовые тяготы навевают народу мысли о вечном. В 1992 году в высшую силу также верили 17%.

Главенство любви в 2007 году признавали только 11%, а сейчас уже 15%. И это единственная строчка опроса, по которой кризис 2009 года радикально отличается от 1992 года, когда о любви вспоминали 4% опрошенных. Елена Пахомова объясняет это тем, что агония СССР сопровождалась масштабными тектоническими сдвигами во всех сферах жизни и большинству было не до телячьих нежностей. «Сегодня же кризис наблюдается только в экономике, социальная сфера стабильна», -- считает г-жа Пахомова.

Не обошли социологи вниманием и демографический вопрос -- будут ли россиянки меньше рожать из-за неуверенности в завтрашнем дне. Елена Пахомова полагает, что нет: «Рождаемость не подвержена кризисам, мы сейчас находимся в волне с высокой рождаемостью, большинство семей ориентировано на рождение двух детей. Определенную роль тут сыграли и меры государственной поддержки». Кстати, в ноябре это было подтверждено опросом ВЦИОМ: 28% респондентов сочли кризис неподходящим временем для обзаведения потомством, и почти столько же (25%) заявили, что момент для этого как нельзя более подходящий. А большинство выразило уверенность, что время для деторождения сейчас и не плохое, и не хорошее -- обычное.

Между тем прагматичные американцы уже чутко откликнулись на происходящее: недавно было опубликовано исследование National Research Center, из которого следует, что жители США собираются сэкономить на подарках к 14 февраля. Ольга Каменчук пообещала, что ВЦИОМ проведет аналогичный опрос, и сделала оптимистический прогноз: «Предполагаю, что в сумме по всем весенним праздникам изменения будут небольшие».

Наталья РОЖКОВА