Кризис меняет привычный образ жизни россиян. Бедные экономят на еде, а те, у кого еще остались деньги,
норовят вложить их в покупку валюты или товаров длительного пользования. О потребительской уверенности наших граждан в эпоху экономической турбулентности рассуждали представители экспертного сообщества на «круглом столе», организованном агентством РИА Новости.
Для затравки представители «Росстата» озвучили некоторые показательные цифры. Заместитель начальника управления статистики уровня жизни «Росстата» Ольга Муханова сообщила, что в конце прошлого года общий индекс потребительской уверенности серьезно снизился: «Если к третьему кварталу 2008 года были положительные оценки, то четвертый квартал показал снижение с плюс 1% до минус 20».
Напомним, что индекс потребительской уверенности -- новый показатель в расчетах «Росстата». Он выводится на основе оценок, которые граждане дают экономическому положению в стране и своему личному благосостоянию, причем учитываются как показатели текущего момента, так и прогнозы на будущее. Г-жа Муханова также отметила, что в последнем квартале прошлого года 17% респондентов полагали, что их материальное положение скоро ухудшится, а сейчас таких пессимистов уже 25% -- каждый четвертый.
Начальник управления статистики внутренней и внешней торговли «Росстата» Елена Седова добавила, что по итогам 2008 года прирост оборота розничной торговли составил 13%, тогда как за 2007 год этот показатель достигал 16,1%. Причем, как отметила г-жа Седова, прирост оборота существенно замедлился именно в последнем квартале, когда россияне ощутили на своих кошельках бремя кризиса.
Но загадочная русская душа и тут проявила себя во всей своей противоречивости: в декабре статистики зафиксировали рост затрат на покупку дорогих товаров длительного пользования. На надвигающийся кризис россияне привычно ответили потребительским бумом и активно скупали технику -- от легковых автомобилей и телевизоров до холодильников, стиральных машин и мобильных телефонов.
Этот феномен коллегам объяснил Александр Онищук, президент Российской ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники: «Умер рынок ПИФов, люди больше не хотят вкладывать деньги в ценные бумаги, предпочитая их тратить». Правда, г-н Онищук отметил, что от кризиса все равно не убежишь: снижение продаж в одной отрасли будет бумерангом сказываться на остальной экономике. Например, если замораживается строительство жилого дома, то непроданными останутся стиральные машины, телевизоры и радиаторы, которыми новоселы могли бы укомплектовать свои квартиры.
Едва ли не хуже обстоит дело в продовольственном секторе. По словам главы Ассоциации компаний розничной торговли Ильи Белоновского, поставщики уже завалили сети требованиями повысить цены. «Еще как-то можно понять подорожание импортных товаров в связи с падением курса рубля, но я сам не могу объяснить, почему дорожают отечественные продукты -- мясо курицы, яйца, молоко», -- разводит руками г-н Белоновский. Он подчеркнул, что «по новым, более высоким ценам импорт еще не закуплен, но потребитель уже переходит на более дешевые отечественные аналоги».
Об этом же свидетельствуют и обнародованные 10 февраля данные опроса, проведенного «Левада-Центром». В ходе исследования 71% респондентов признались социологам, что в последние два-три месяца стали покупать более дешевые продукты питания и другие товары первой необходимости. 27% пока не экономят на самом необходимом. Судя по этому опросу, больнее всего ударил кризис по самым бедным: в группе семей с низкими доходами пересматривать свой рацион вынуждены 43%, тогда как в группе с высокими доходами это приходится делать только 13%. Чаще всего экономят на еде жители средних и малых городов, а также сельчане.
Сказанное коллегами попытался обобщить в своем выступлении президент сообщества профессиональных психологов Никита Покровский. «Человек последних лет был порождением нефтяной иглы, и сход с нее сопровождается ломкой», -- провозгласил социолог. И предложил похоронить "гламурный капитализм" с его религией неумеренного потребления, захватническим отношением к природным богатствам, пляжным туризмом и виртуализацией человеческих отношений.
Г-н Покровский убежден, что разнузданный гламур вскоре сменится «принципом разумного ограничения»: на смену ресторанам придет домашняя кухня, от деликатесов откажутся в пользу здорового питания, заморские пляжи уступят место сельским идиллиям на лоне природы, а фитнес проиграет обычному оздоровительному спорту. Профессор отметил, что Западная Европа и США давно уже перешли на эту модель жизни, тогда как россияне после голодных 90-х и не особенно сытых советских времен еще не насытились потреблением. Волей-неволей в кризис придется учиться умеренности.