|
|
N°24, 12 февраля 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Средство массового уравнения
Оскаровские номинанты на московских экранах
Вот уж из-за горизонта показался «Оскар» -- делайте ставки, господа, 22 февраля объявят победителя. После триумфа на британской национальной премии в лидеры уверенно выбивается «Миллионер из трущоб», его главного конкурента "Загадочную историю Бенджамина Баттона", номинированного примерно по стольким же позициям, британцы прокатили по всем основным номинациям. Зато шумную, глупую, развесистую клюкву про бродягу из Мумбая одарили по полной программе.
Если в прошлом году в финальной схватке за «Оскара» участвовали два по-настоящему сильных фильма -- «Старикам здесь не место» и «Нефть», то в нынешней пятерке голливудских фаворитов по-настоящему болеть не за кого. Все фильмы по-своему интересны, но не настолько, чтобы победа или поражение какого-то из них задели или разочаровали. Пусть дают кому хотят, думаю я. Хотя вряд ли главный приз получит артхаусный "Чтец" Стивена Долдри, чья премьера прошла недавно на Берлинском фестивале: «Оскар» Кейт Уинслет за главную роль -- его потолок. «Харви Милк» Ганса Ван Сента, биография первого политика-гомосексуалиста, тоже в лучшем случае принесет награду Шону Пену за лучшую мужскую роль. Эти два фильма в России вряд ли появятся, другие три именно сейчас можно увидеть на экране.
Интересно, что два из пяти фильмов-номинантов посвящены теме телевидения, вернее, его роли в нашей жизни, еще вернее -- тому волшебному воздействию, которое оно оказывает на человечество.
«Миллионер из трущоб», как всем уже известно, построен на истории участника шоу «Как стать миллионером», дошедшего почти до финала и тут остановленного полицией. Полицейские допытываются (с побоями и пытками): откуда он знает ответы, нет ли у него сообщников. Жизнь подсказала, отвечает Джамиль, и по каждому пункту дает соответствующие объяснения. Как же ему не знать, что в руке у бога Рамы, если из-за этого самого Рамы он остался сиротой, когда индуисты убили палками его мать-мусульманку... А фамилию американского президента, изображенного на 100-долларовой купюре, ему назвал слепой нищий, которому в детстве выжгли глаза расплавленным металлом, чтобы больше подавали, и такая же судьба ждала самого Джамиля, но ему удалось спастись. И как же не вспомнить фамилию знаменитого актера, когда для того, чтобы получить его автограф, малютке Джамилю пришлось прыгнуть с головой в выгребную яму, и так -- равномерно покрытому дерьмом, как шоколадом, -- прорваться к кумиру сквозь толпу привыкших к вони сограждан.
В общем, все круче и круче на фоне Индии снимается кино, где сюжетные ходы из романов Диккенса и Гюго погружены в среду из документальных фильмов Би-би-си, в которых гламурненькие ужасы живописной нищеты позволяют обывателю получить свое полное удовольствие.
Само шоу, столь популярное во всем мире, предстает в этой картине эдаким колесом Сансары, где холодный демон-ведущий (в российском дубляже очень точно озвученный нашим ведущим Дмитрием Дибровым) искушает праведника. Однако мы знаем, что все будет хорошо, дерьмо обернется шоколадом, а законы жанра непременно принесут утешение. Это же индийское кино -- ну по крайней мере в западном о нем представлении. О, где же ты, Киплинг?
Западная цивилизация -- вещь, в общем, хорошая, но иногда действительно тошно становится от ее лицемерного восхищения собственной добродетелью. Как же -- сняли кино про Золушку-индуса, воспользовавшись поверхностными представлениями об индийской культуре и индийском кино, поиграв со своими собственными штампами и облившись слезами сочувствия собственным комплексам. Стилизовав Болливуд под Голливуд, Денни Бойл обнажил то главное, что делает возможным весь этот глобализованный гламур, -- пустоту и поддельность материала, выдаваемого за естественный продукт. И то, что англоязычный мир рукоплещет этому киногамбургеру, заходясь от восторга и пуская пузыри восхищения, увы, совсем не радует.
Еще один номинант на «Оскара», идущий нынче в прокате «Фрост против Никсона» режиссера Рона Говарда, рассказывает другую версию мира телепузиков. В основе реальная история -- эти слова скоро придется запретить писать в титрах, ибо кажется, что фильмов, не основанных на реальных историях, больше никто не снимает... Однако в данном случае все вроде честно: главные герои, Никсон и Фрост, действительно существовали, и журналист действительно взял интервью у бывшего президента, и тот и вправду признался, что считал возможным нарушать закон ради благих целей, -- все, ловушка захлопнулась, Никсон осужден, поруганная честь нации восстановлена. Но фильм на самом деле не об этом. К счастью (и именно поэтому его стоит смотреть), фильм Говарда рассказывает, что именно происходит с людьми, попадающими на крючок телеэфира.
Кто такой Фрост? Он не журналист, он ведущий ток-шоу, нечто среднее между тем же Дибровым и Тиной Канделаки. Светский персонаж, бойкий и развязный, одаренный приятной учтивостью и легкостью в мыслях обаяшка, он теряет рейтинг, и ему уже грозит реальное забвение и ссылка на австралийские региональные каналы. Но тут его посещает гениальная мысль -- взять интервью у Никсона, трансляция отставки которого имела грандиозный рейтинг, а следовательно, обращение к этому столь популярному персонажу может поправить печальное положение Фроста. Наш бодрячок берется за работу, нанимает команду из демократов-журналистов для подготовки компромата, а сам ходит по каналам в поисках денег -- штаб Никсона требует за интервью гигантскую сумму. У бывшего президента свой резон соглашаться на этого не вполне достойного оппонента -- его, решают помощники, легко будет одурачить. И действительно, мастодонт политической борьбы Никсон легко одерживает победу за победой над самоуверенным модником. До тех пор, пока в дело не вмешиваются силы более могущественные -- честность и совесть.
Фильм снят по пьесе Питера Моргана, поставленной в одном из лондонских театров, а главные роли в этом спектакле играли Фрэнк Ланджелла и Майкл Шин, и настолько удачно, что их пригласили сделать то же самое в кино.
Такую хорошую актерскую игру на экране приходится видеть нечасто. Поединок не двух людей, а двух цивилизаций. Никсон Ланджеллы, приходится признать, вызывает большую симпатию, чем Фрост Шина, хотя по сюжету зритель скорее должен быть на стороне последнего. Но Ланджелла (он, кстати, тоже имеет шанс получить статуэтку) играет очень значительного человека, ошибающегося, но сильного, умного и на самом деле готового отвечать за свои дела, что, в сущности, и приводит его к поражению. Шин же отлично передает подвижную и меняющуюся природу своего персонажа, умеющего воспользоваться случаем, но на самом деле не озабоченного ничем, кроме видимости... И хорошо владеющего своим призрачным оружием -- телеэфиром. Фрост понимает, что его дело -- поймать подходящий момент и что один-единственный кадр куда важнее, чем любые поиски истины. Реальный Никсон не был любимцем телевидения -- он был слишком тяжел и слишком серьезен. В фильме Говарда Никсон борется не с Фростом -- он побежден телевидением... Интервью Фроста с Никсоном посмотрели 45 млн человек, Фрост стал звездой, но повторить этот успех ему уже не удалось. Еще один Никсон ему не встретился.
Алена СОЛНЦЕВА