|
|
N°15, 30 января 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Сибирь» не отказалась от мечты
Компания просто порвала контракт с Boeing
Группа компаний S7, в которую входит второй по величине российский авиаперевозчик «Сибирь», отказалась от ранее заказанных ею 15 самолетов Boeing 787 Dreamliner. Компания Boeing выразила по этому поводу сожаление и убежденность, что причиной расторжения контракта стали не проблемы программы Dreamliner, разработка которого уже отстает от первоначального графика на два года, а «глобальный экономический климат». Группа S7, со своей стороны, заявила, что не отказывается от планов использования Boeing 787, причем рассматривает возможность получить их еще раньше, нежели это было предусмотрено контрактом с Boeing, о чем и ведет переговоры с неназванными лизинговыми компаниями.
О разрыве одного из крупнейших контрактов в постсоветской истории отечественной гражданской авиации стало известно почти случайно. В среду, представляя финансовые итоги деятельности компании Boeing в 2008 году, ее президент и исполнительный директор Джим Мак-Нирни сообщил, что портфель заказов на Dreamliner сократился с 910 до 895, потому что одна российская группа отказалась от своего заказа. Г-н Мак-Нирни не сказал, когда именно были прекращены контрактные обязательства, а также не назвал клиента по имени. Но этого и не требовалось, так как заказ из России на 15 Dreamliner у Boeing был только один. Его разместила в июне 2007 года группа S7, вместе с опционом на еще десять таких же самолетов. В каталожных ценах сделка тогда оценивалась в 2,4 млрд долл. Старт поставок первоначально был намечен на 2014 год. Впоследствии в связи с общим отставанием программы Dreamliner он сместился на два года позже.
У Boeing в нашей стране есть еще один клиент, ожидающий Dreamliner, -- «Аэрофлот». В его контракте речь идет о 22 самолетах. Заместитель генерального директора «Аэрофлота» Лев Кошляков вчера сообщил «Времени новостей», что договор с Boeing остается в силе, если не считать того, что сроки поставки по нему тоже сместились с 2014 на 2016 год.
Группа S7 вчера подтвердила расторжение контракта на покупку «своих» Boeing 787. При этом в официальном заявлении группы, которое передала «Времени новостей» пресс-секретарь S7 Ирина Колесникова, говорится: «...S7 сохраняет заинтересованность в эксплуатации 787 Dreamliner, и в данный момент рассматривает возможности получения лайнеров по лизинговой схеме и в более ранние сроки, для чего проводятся переговоры с рядом лизинговых компаний».
Московское представительство Boeing одновременно выпустило свое заявление, подчеркнув, что компания «сожалеет об отказе от контракта, произошедшем по причине тяжелой экономической ситуации». Группа S7 не стала концентрировать внимание публики на этом моменте. Справедливости ради следует отметить, что экономические затруднения той или иной степени остроты сейчас переживают все российские авиакомпании, и не только российские.
Для Boeing «происшествие» с S7 тем более неприятно, что речь идет о первом разрыве крупного контракта на Dreamliner. Несмотря на то что программа создания самолета продвигается не совсем так хорошо, как компания обещала своим клиентам, ей пока удавалось найти понимание у заказчиков. До сих пор только азербайджанская авиакомпания AZAL в августе прошлого года отказалась от одного из заказанных ею Dreamliner (но оставила в силе контракты еще на два). Кроме того, Азербайджан не просто отозвал заказ, а заменил его на Boeing другого типа -- 767. Другими словами, в том случае кошелек и репутация Boeing почти не были затронуты. В случае с S7 клиент «ушел» безвозвратно, так как, даже если российская компания действительно приобретет новые Dreamliner на лизинговом рынке, это произойдет за счет машин, которые уже числятся в портфеле заказов американского авиастроительного гиганта.
Между тем Boeing не может исключать вероятность того, что и другие крупные авиаперевозчики последуют этому примеру. В самом конце декабря прошлого года в США появились слухи, что авиакомпания Delta хочет отказаться от 18 Dreamliner. Сама Delta этих самолетов никогда не заказывала. Она их «получила», объединившись в прошлом году с авиакомпанией Northwest (та сделала заказ еще до слияния). По неподтвержденным версиям, в новую ситуацию передовые машины якобы не очень вписываются. Правда, руководство Delta отрицало, что уже приняло насчет Dreamliner какое-либо решение.
Группа S7, или, вернее, авиакомпания «Сибирь», из которой она выросла, уже имела сходный опыт выхода из перспективного авиастроительного проекта, правда, в России. В 2004 году компания стала стартовым заказчиком нового регионального самолета RRJ (впоследствии переименованного в SSJ-100), подписав предконтрактное соглашение на 50 машин с фирмой «Гражданские самолеты Сухого». Полноценным контрактом этот документ так никогда и не стал. К 2006 году гендиректор «Сибири» Владислав Филев начал выражать сомнения в целесообразности сделки, ссылаясь на то, что технические характеристики RRJ изменились по ходу проектирования. Годом позже, как раз к моменту подписания контракта на Boeing 787 Dreamliner, г-н Филев окончательно списал RRJ/SSJ-100 со счетов.
Михаил КУКУШКИН