|
|
N°14, 29 января 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
В зоне -- действия "Евросети"
Басманный суд выдал санкцию на арест Евгения Чичваркина
Басманный суд Москвы вчера санкционировал заочный арест бывшего совладельца компании «Евросеть» 34-летнего Евгения Чичваркина по делу пятилетней давности о похищении проворовавшегося экспедитора своей компании. Таким образом, суд удовлетворил ходатайство СКП, признав, что доводы следствия о том, что обвиняемый «намеренно скрылся и может склонить свидетелей к даче ложных показаний, повлиять на следствие и на других обвиняемых», разумны и обоснованны.
Защита г-на Чичваркина назвала эти доводы абсурдными. Адвокаты отметили, что обвинение не предоставило доказательств причастности их клиента к преступлению. Они особо возмутились тем, что прокурор объяснил возможность ареста г-на Чичваркина наличием у него семьи и детей. Также осталось загадкой, как г-н Чичваркин мог бы оказать влияние на других обвиняемых по этому делу -- вице-президента «Евросети» Бориса Левина, замначальника службы безопасности (СБ) Андрея Ермилова и двух сотрудников СБ Сергея Каторгина и Виталия Цверкунова, которых следствие считает участниками похищения экспедитора. Все они еще с осени под арестом. Адвокаты пообещали решение Басманного суда обжаловать, а позже, пообщавшись с г-ном Чичваркиным, который сейчас находится в Лондоне, порекомендовали ему пока не возвращаться. «Голову на плаху класть он не намерен», -- заявил адвокат.
Уголовное дело, ставшее поводом для преследования г-на Чичваркина, было возбуждено в сентябре 2008 года, но касается событий января 2004-го. Тогда экспедитор «Евросети» Андрей Власкин был уличен в хищении телефонов на 20 млн руб., по заявлению компании на него завели уголовное дело, но он скрылся. Вскоре сотрудники СБ «Евросети» сами нашли Власкина в Тамбове, привезли его в Москву и заключили с ним соглашение, что он вернет сумму ущерба, а компания заберет заявление из милиции. Так и произошло. Но в 2008 году Власкин был вновь допрошен в СКП, и вдруг вспомнил, что его старый конфликт с «Евросетью» был решен вовсе не мирно -- якобы сотрудники СБ его именно похитили, и сумму ущерба вымогали, избивая. Г-н Чичваркин сначала по делу проходил свидетелем, но уже недавно ему решили предъявить обвинение.
Вчера в суде рассматривалось ходатайство СКП о заочном аресте бывшего главы «Евросети». По закону гражданин РФ может быть объявлен в международный розыск только при наличии судебной санкции на его арест. Но следствие, похоже, в исходе дела не сомневалось, и потому он в еще не удовлетворенном ходатайстве уже значился «объявленным в международный розыск». Впрочем, на это недоразумение никто внимания обращать не стал, адвокаты Владимир Жеребенков и Юрий Гервис привели более весомые, по их мнению, доводы в незаконности самого предъявления обвинения их клиенту. Они попытались доказать, что следствие знало, что еще 22 декабря г-н Чичваркин собирался вылететь в Лондон, но повестки о вызове на допросы стало слать лишь после этого, тем самым пытаясь показать, что бизнесмен якобы скрывается. Также адвокаты отметили, что следствие и их не уведомило о намеченных следственных действиях. «В деле есть два официальных адвоката -- я и Юрий Гервис, -- сказал г-н Жеребенков. -- Когда начиналось расследование, мы предъявляли ордера, которые были подшиты к делу, но следствие посчитало невозможным уведомить нас о проведении допроса». При этом адвокаты попросили приобщить заверенный документ о том, с 20 декабря они ни повесток, ни телефонограмм не получали.
«Мой доверитель три раза вызывался в СКП как свидетель, -- заявил в свою очередь г-н Гервис. -- И следствие теперь хочет убедить суд в том, что он якобы начал уклоняться от следственных действий! Хочу обратить внимание, что в деле не имеется ни одного документа, который бы свидетельствовал о причастности Чичваркина к похищению Власкина. Все обвинения голословны».
Прокурор Костоев со своей стороны сказал, что выход СКП с ходатайством об аресте Чичваркина был вынужденным: «Когда Чичваркину хотели вручить повестку по месту его фактического проживания в Одинцовском районе Подмосковья в деревне Жуковка, бизнесмена не оказалось дома».
На это адвокаты возразили, что обвинение пытается ввести в заблуждение. «Я еще раз поясню, что с октября прошлого года Чичваркин не работал в «Евросети» (свою долю в компании он продал. -- Ред.) и проживал официально по двум московским адресам, что вы тут о даче говорите! -- заявил г-н Жеребенков. -- Это абсолютно не имеет никакого отношения к делу. Я хочу заметить, что именно эту дачу, на которой Чичваркин никогда не проживал, следствие сейчас подгоняет под факт, что он скрывался. Мне также непонятно, почему оперативно-розыскные мероприятия проводились специальным техническим бюро МВД, когда мой клиент обвиняется в общеуголовных деяниях. Это то же бюро, которое занималось делом о «серых» мобильных телефонах (старое дело о контрабанде телефонов, которое так ничем и не закончилось. -- Ред.), которые, между прочим, и были похищены этими же сотрудниками. Теперь все встает на свои места -- эта обида растет оттуда».
Затем прокурор вкратце изложил суть обвинения, выдвинутого против г-на Чичваркина, пересказав историю о похищении экспедитора. «Это дело было возбуждено 2 сентября 2008 года в отношении Левина, затем к нему присоединились еще трое -- Ермилов, Каторгин и Цверкунов. Им было инкриминировано похищение человека, вымогательство и самоуправство». Далее следовало, что именно «Чичваркин отдал прямые указания организовать поиски Власкина», закончившиеся его похищением, из чего был сделан вывод, что он «организовал преступную группу». «Поэтому считаю, что физическое состояние здоровья и наличие семьи с двумя малолетними детьми позволяет Чичваркину находиться под стражей», -- подытожил прокурор.
«Нет, я возмущен, -- отреагировал г-н Жеребенков. -- СКП опять забыл важный момент -- возбудить уголовное дело в отношении моего доверителя. Уже имел место такой факт с делом генерал-лейтенанта ФСКН Александра Бульбова. СКП тоже забыл возбудить дело в отношении генерала, но следствию все же удалось выкрутиться и подать ситуацию так, что под «иными лицами», которые постоянно упоминались в деле, и скрывался г-н Бульбов. И вот аналогичная ситуация. Насколько я знаю, у нас УПК один для всех, или у СКП свои законы? И потом, мне не совсем понятна позиция гособвинителя. Давно ли у нас человеку избирают меру пресечения в виде ареста только потому, что у него есть семья и двое детей? Ведь это замечательно, что Чичваркин выполнил демографическую задачу президента, и, может быть, у него еще все впереди, но это не повод его сажать в тюрьму».
Суд, однако, в итоге доводы защиты признал «несостоятельными», а обвинения -- «разумными».
Вчера же представитель российского бюро Интерпола сообщил, что «никаких документов об объявлении Чичваркина в международный розыск по каналам Интерпола не поступало». Там пояснили, что такое постановление выносится лишь после санкции суда, потом оно должно поступить в Генпрокуратуру на утверждение и только затем направляется в Интерпол.
Екатерина КАРАЧЕВА