|
|
N°13, 28 января 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Из России с нелюбовью
Верховный суд счел законным пожизненный приговор Леониду Невзлину
Пожизненный приговор беглому олигарху Леониду Невзлину вступил в силу. Вчера Верховный суд отклонил жалобу адвоката бывшего крупнейшего акционера НК «ЮКОС», просившего отменить приговор Мосгорсуда, вынесенный в августе прошлого года по обвинению г-на Невзлина в серии заказных убийств и покушений, и уголовное дело прекратить. Адвокат Дмитрий Харитонов признался, что иного результата он и не ожидал, хотя по-прежнему настаивает на невиновности своего подзащитного. Вчера он воздержался от комментариев относительно планов по дальнейшему обжалованию приговора.
Обвинение также было уверено в своей победе, а после вынесения Верховным судом решения представитель Генпрокуратуры Илья Ерохин сообщил, что теперь его ведомство вновь попытается добиться экстрадиции осужденного из Израиля. По его словам, власти этой страны, где уже несколько лет постоянно проживает г-н Невзлин, обещали продолжить переговоры об экстрадиции после того, как получат вступивший в силу приговор.
Леонид Невзлин должен провести остаток жизни в тюрьме, поскольку, как убедила суд Генпрокуратура, в свое время именно он отдавал приказы убивать тех, кто вставал на пути ЮКОСа, препятствовал интересам этой некогда крупнейшей нефтяной компании. По версии обвинения, эти преступления были совершены в 1998--2002 годах. Среди них убийство владелицы магазина «Чай» на Покровке Валентины Корнеевой, убийство мэра Нефтеюганска Владимира Петухова, покушение на главу ЗАО «Роспром» Сергея Колесова, два покушения на управляющего фирмой «Ист Петролеум Хандельсгез» Евгения Рыбина, покушение на бывшую сотрудницу «Менатепа» Ольгу Костину, убийство тамбовского предпринимателя Сергея Горина и его супруги. При этом, как гласит приговор, г-н Невзлин вершил казни не своими руками, а отдавал соответствующие приказы своему подчиненному -- начальнику одного из отделов службы внутренней безопасности ЮКОСа Алексею Пичугину. Последний уже получил по двум приговорам Мосгорсуда свой пожизненный срок, который вступил в силу в конце января 2008 года.
Согласно материалам обвинения, действуя по распоряжению своего шефа, Пичугин поручал организацию заказных убийств тамбовскому предпринимателю Сергею Горину (впоследствии он сам был убит), а тот нанимал бандитов из волгоградской преступной группировки, которые и учиняли расправу. Шесть киллеров тоже получили внушительные сроки -- от семи с половиной до 19 лет строгого режима.
Г-н Невзлин был объявлен в международный розыск в январе 2004 года, и тогда его обвиняли только в хищении имущества на 3 млрд руб. и в уклонении от уплаты налогов в размере 26,7 млн руб. в период с 1999 по 2000 год. Тогда эпопея дела ЮКОСа только набирала обороты, в ожидании суда по ряду экономических преступлений уже сидели под арестом глава корпорации Михаил Ходорковский и его партнер по бизнесу Платон Лебедев (см. «Время новостей» от 27 января). С самого начала дела ЮКОСа в международных кругах его воспринимали исключительно как политическое, и правительства стран, где имели счета или скрылись топ-менеджеры компании, не только отказывались сотрудничать с российскими правоохранительными органами, но и предоставили многим политическое убежище. Даже когда г-ну Невзлину вдобавок к экономическим преступлениям вменили еще и убийства и покушения, Федеральный суд Швейцарии отказал России в оказании правовой помощи, заявив о «политическом и дискриминационном преследовании бывших владельцев ЮКОСа». А Высший суд справедливости Израиля признал законным оспоренное некоторыми своими гражданами предоставление Невзлину гражданства этой страны, а также счел недостаточной для экстрадиции представленную нашей Генпрокуратурой доказательную базу.
Судить беглого олигарха начали в марте прошлого года в заочном порядке, то есть в отсутствие его самого. Пожизненный приговор Мосгорсуда прозвучал в августе, причем в нем особо подчеркивалось, что все утверждения о политическом заказе этого дела голословны.
Вчера адвокат олигарха Дмитрий Харитонов попытался этот приговор отменить. На заседании Верховного суда он заявил, что считает его необоснованным, предвзятым и несправедливым. «Данный судебный процесс -- беспрецедентный. Первый раз в России в отношении лица, которого не было в зале заседаний, был вынесен пожизненный приговор, -- сказал адвокат. -- Невзлин неоднократно письменно уведомлял о том, что отказывается лично принимать участие в процессе из-за политического характера всего дела ЮКОСа, и он уверен, что Мосгорсуд вынесет ему обвинительный приговор». По словам г-на Харитонова, право на защиту было нарушено еще на стадии предварительного следствия, когда адвоката не уведомили об окончании расследования, тем самым лишив возможности ходатайствовать о суде присяжных и не предоставив достаточно времени, чтобы ознакомиться с материалами дела. Кроме того, г-н Харитонов указал, что приговор в том виде, в каком он был устно оглашен в Мосгорсуде, значительно отличается от письменного варианта. В последнем якобы не хватало 24 страниц. Он также перечислил множество доказательств, которые хотя и не рассматривались в ходе судебного следствия, но потом легли в основу доказательств вины его подзащитного. Адвокат посетовал и на то, что суд не стал допрашивать свидетелей, которые могли бы подтвердить непричастность г-на Невзлина к инкриминируемым ему преступлениям. А большинство показаний свидетелей обвинения г-н Харитонов назвал сомнительными, так как те якобы либо были даны под давлением следствия, либо лишь косвенно говорили о причастности Невзлина.
Выступивший вслед за адвокатом гособвинитель Генпрокуратуры Александр Кубляков доводы оппонента опроверг. По его словам, адвоката не раз уведомляли об окончании расследования, но он не являлся; о суде присяжных он не ходатайствовал; на свидетелей никто давления не отказывал; не все потерпевшие ходили в суд, потому что болели, но некоторые все-таки приходили и свидетельствовали против Невзлина.
Судебная коллегия из трех судей Верховного суда, посовещавшись не больше часа, постановила: «Приговор Мосгорсуда оставить без изменения, а кассационную жалобу адвоката -- без удовлетворения».
Екатерина БУТОРИНА