В самом центре Москвы вчера днем был застрелен известный московский адвокат и правозащитник, президент Института верховенства права 34-летний Станислав Маркелов. Покушение на него произошло на улице Пречистенка у станции метро Кропоткинская, когда г-н Маркелов возвращался со своей пресс-конференции в Независимом пресс-центре. Прямо на тротуаре адвоката и шедшую с ним вместе 25-летнюю журналистку Анастасию Бабурову сзади догнал киллер и выстрелил обоим в затылок из пистолета с глушителем, после чего спокойно удалился. Случайному очевидцу убийства преступник лишь пригрозил пистолетом, но убивать не стал. Г-н Маркелов скончался на месте. Анастасия Бабурова в тяжелом состоянии была доставлена в больницу, где умерла через несколько часов.
Убийство Станислава Маркелова вызвало шок среди московских юристов и правозащитников, тем более, что произошло оно сразу после его пресс-конференции, посвященной недавнему освобождению из колонии бывшего полковника российской армии Юрия Буданова. Последний отбывал срок по скандальному делу об убийстве чеченской девушки Эльзы Кунгаевой. Г-н Маркелов как адвокат представлял интересы ее семьи и последнее время часто выступал с публичными заявления, пытаясь оспорить законность решения властей об освобождении Буданова. Многие правозащитники, в том числе и уполномоченный по правам человека в Чечне Нурди Нухажиев предположили, что покушение на г-на Маркелова связано с его жесткой позицией по «делу Буданова».
Впрочем, коллеги адвоката и его знакомые эту версию посчитали маловероятной, полагая, что это либо просто стечение обстоятельств, либо, наоборот, попытка навести следствие и общественное мнение на «ложный след (тем более, чтопосле пресс-конференции адвоката было легче всего выследить). Многие знавшие г-на Маркелова юристы отметили, что убийца действовал очень профессионально и спокойно. Это, по их мнению, говорит о том, что убийство «заказное». Покушения такого уровня очень дороги с финансовой и организационной точки зрения, и вряд ли здесь может идти речь о простой мести.
По мнению работавшего по многим делам с г-ном Маркеловым адвоката Евгений Черноусова (он много лет работал в МВД), вероятнее всего, мотивы убийства г-на Маркелова следует искать в других - уголовных, а может и гражданских -- делах, которые он вел, где был замешан интерес «больших денег». Впрочем, вчера никто из соратников Станислава Маркелова не мог даже приблизительно очертить круг таких его дел -- он занимался массой разлиноплановых скандальных расследований и разбирательств.
Так, адвокат часто представлял интересы анархистских и пацифистских движений, у которых возникали проблемы с правоохранителями, интересы потерпевших по многим делам о «милицейском беспределе», жестко критиковал власть, активно выступал против нацистских и профашистских движений, сам нередко участвовал в различных конференциях и массовых акциях и т.д. Угрозы по многим из этих аспектов его деятельности поступали нередко.
Так, родители той же Эльзы Кунгаевой вчера заявили, что последнее время г-н Маркелов говорил им, что ему часто звонят с угрозами из-за «дела Буданова». Хотя, кто именно и из каких соображений мог организовать покушение на адвоката именно в связи с этой эпопеей, оставалось непонятно. Ведь в «деле Буданова» г-н Маркелов, по большому счету, выполнял лишь техническую функцию, а реально спор о законности его освобождения являлся противостоянием руководства Чечни и федеральных властей. Адвокат Черноусов вчера в связи с этим предположил, что, возможно, нападение на г-на Маркелова как-то может связано со скандальным делом о нападении на журналиста Михаила Бекетова. Последний упорно разоблачал руководство подмосковных Химок, обвиняя их во всевозможных нарушениях (в том числе и при коммерческой и жилищной застройке), а г-н Маркелов представлял его интересы. Кроме того, г-н Маркелов в свое время тесно сотрудничал с застреленной в 2006 году обозревателем «Новой газеты» Анной Политковской. По делу о ее убийстве он не проходит свидетелем, но известно, что некоторые скандальные уголовные дела, инициированные статьями г-жи Политковской, юридически сопровождал именно г-н Маркелов. Как сообщил вчера главный редактор «Новой газеты» Дмитрий Муратов, адвокат Маркелов вообще вел все юридические дела «Новой газеты».
В любом случае, комментарии в связи с убийством г-на Маркелова, вчера звучали резкие и жесткие. "Ответ на вопрос, кто совершил это убийство, должно дать объективное расследование, которое должно быть проведено СКП и взято под контроль лично Александром Бастрыкиным или одним из его замов, - заявил глава адвокатской палаты Москвы Генри Резник. -- Адвокаты уже давно в нашей стране образовали группу риска. "То, что произошло - это еще один циничный вызов нашей правоохранительной системе, это страшное преступление", -- сказала вице-спикер Госдумы от фракции "Единая Россия" Любовь Слиска. -- Стреляем по адвокату - убиваем права человека и вообще право в его более широком понимании". "Сейчас трудно говорить, кто именно стоит за этим убийством и существует ли прямая связь этого преступления с "делом Буданова", -- заявил, в свою очередь, глава комитета Госдумы по законодательству Павел Крашенинников. -- Именно поэтому правоохранительные органы должны раскрыть это убийство, чтобы избежать излишних спекуляций и инсинуаций".
В самой правоохранительной системе, в свою очередь, вчера от комментариев воздерживались - следователи и эксперты на месте убийства работали до позднего вечера. Лишь генпрокурор Юрий Чайка и глава СКП Александр Бастрыкин заявили, что взяли ход расследования под личный контроль.
Сами обстоятельства убийства Станислава Маркелова и Анастасии Бабуровой стали известны почти сразу. Нападение на них произошло около 14.40, когда адвокат возвращался с собственной пресс-конференции в «Независимом пресс-центре» на улице Пречистенка, 17. Пресс-конференция закончилась около 14.00, потом он еще некоторое время пообщался с журналистами у входа в пресс-центр, после чего вместе с внештатным корреспондентом «Новой газеты» Анастасией Бабуровой направился по Пречистенке к станции метро «Кропоткинская».
Как рассказал источник, близкий к следствию, несколько десятков метров преступник следовал за ними. Нагнав адвоката и журналистку около дома №1 (так называемые «Белые палаты на Пречистенке», старинное здание, построенное в XVII веке), киллер, натянув маску, два раза выстрелил в Маркелова в упор - сначала в шею, затем в затылок, а потом выстрелил в затылок его спутнице. После этого, по данным источника в СКП, убийца спокойно направился к метро, но его догнал и попытался остановить прохожий, ставший случайным свидетелем преступления. Тогда киллер развернулся, приставил пистолет к лицу опешившего мужчины, а затем, не произнеся ни слова, пошел дальше. По словам очевидца, преступник был одет в черную куртку, черные джинсы, а на голове у него была маска с прорезями для глаз и рта.
Станислав Маркелов скончался на месте. Девушка, когда прибыла вызванная прохожими «Скорая», еще была жива, в тяжелом состоянии ее госпитализировали. По словам врачей, пострадавшей сделали сложную операцию, но около 21.00 она скончалась.
Как полагают оперативники, убийца стрелял из револьвера с глушителем. На месте убийства ни оружие, ни гильзы найдены не были. Вчера вечером оперативники изучали записи видеокамер со зданий рядом с местом преступления.
Станислав Маркелов родился 20 мая 1974 года, в 1996 году окончил МГЮА, через год стал адвокатом, а еще через 9 лет возглавил Институт верховенства права. Как сказано на его сайте, это «организация, созданная для защиты гражданских социальных прав и свобод граждан», в ее состав входят профессиональные адвокаты, юристы, журналисты», а «деятельность Института выражается, прежде всего, в проведении конкретных юридических дел, осуществлении защиты в наиболее общественно значимых процессах». «Особый акцент в работе Института сделан на деятельности в наиболее кризисных российских регионах (Северный Кавказ и Чечня, Калмыкия, Башкирия и др.) и на ведении социальных и иных наиболее важных процессов по защите прав граждан».
Г-н Маркелов в разное время занимался многими скандальными делами. В 1997-2000 годах он
представлял интересы молодых «революционеров» (членов Реввоенсовета», РКСМ (б) и т.п.), обвинявшихся во взрывах на Ваганьсковском кладбище, памятников Николаю II и Петру I, попытке взрыва здания администрации Краснодарского края. В 2005 году представлял интересы потерпевших по делу другого известного военного преступника - старшего лейтенанта УВД Нижневартовска Сергея Лапина по кличке «кадет», которого судили за похищение и убийство мирного жителя Чечни Зелимхана Мурдалова. Его приговорили к 11 годам колонии, а другие предполагаемые участники преступления, также сотрудники внутренних дел, до сих пор в розыске. Примечательно, что на этих милиционеров, как на виновников убийства Мурдалова, в своих публикациях указывала обозреватель «Новой газеты» Анна Политковская.
В 2001 году г-н Маркелов защищал рабочих Выборгского ЦБК, протестовавших против новых владельцев предприятия и устроивших массовые беспорядки. В 2005 году представлял интересы независимых профсоюзов в их конфликте с руководством ОАО «РЖД». В 2007 году
участвовал в деле двух граждан Белоруссии, которых стараниями сотрудников Госнаркоконтроля посадили на 14 лет только за то, что они ввезли в Россию и пытались продать обыкновенное лекарство от кашля. В 2004-2006 годах занимался делом
о массовом избиении граждан милиционерами в Благовещенске, по которому пострадавшими числилось 350 человек.
В послденее время г-н Маркелов среди прочих представлял интересы редактора подмосковной газеты «Химкинская правда» Михаила Бекетова в его тяжбе с мэром Химок Владимиром Стрельченко. Журналист обвинял градоначальника в том, что тот преследует его за разоблачения в коррупции, а мэр в ответ обвинял Бекетова в клевете. В ноябре прошлого года на редактора «Химкинской правды» было совершено нападение, и с тех пор он находится в реанимации.