|
|
N°7, 20 января 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Ракета, браслет и собачий ошейник
Россия планирует расширить сферу применения ГЛОНАСС
Глобальная навигационная спутниковая система (ГЛОНАСС), похоже, обрастает новыми функциями. В минувшую субботу министр транспорта Игорь Левитин, вернувшись из Японии, где принял участие в конференции по глобальным вопросам экологии и энергетики в сфере транспорта, заявил: все государственные и коммерческие транспортные средства в России (автотранспорт, морской и речной флот, авиация и железные дороги) "в ближайшие два года будут оснащены приборами ГЛОНАСС". Вся новая транспортная техника, выпускаемая в России, будет иметь приемники ГЛОНАСС.
Это позволит значительно улучшить управление работой всех видов транспорта, будет содействовать улучшению экологической ситуации в крупных промышленных центрах. Сейчас приборы ГЛОНАСС, по словам г-на Левитина, активно используются многими автобусными парками и жилищно-коммунальными службами в Москве и некоторых других городах для оптимизации маршрутов движения автобусов и спецмашин ЖКХ, для экономии топлива. Вопрос обязательного оснащения такими же приборами личных автомобилей пока не ставится -- тут все будут решать сами автолюбители.
Для обеспечения надежной эксплуатации Северного морского пути приборами ГЛОНАСС планируется оснастить в ближайшие годы все морские суда и транспортные предприятия. Намерены использовать сигналы глобального позиционирования и сотрудники международной космической системы поиска и спасения КОСПАС-САРСАТ. С 2009 года они переходят с аналоговых на цифровые спасательные радиобуи нового поколения. Продолжаются работы по размещению ретрансляторов сигналов с автоматических радиобуев на спутниках навигационных систем ГЛОНАСС, американской GPS и европейской "Галилео".
Напомним, правительственный законопроект "О навигационной деятельности" Госдума РФ приняла на своем последнем заседании в 2008 году. Благодаря этому документу создаются правовые условия для повсеместного использования в России ГЛОНАСС. В результате ожидается повышение эффективности управления движением транспорта, безопасности перевозок пассажиров, специальных и опасных грузов.
ГЛОНАСС была принята в эксплуатацию еще в 1993 году. Тогда орбитальная группировка имела всего 12 спутников. В декабре 1995 года группировку развернули до штатного состава -- 24 космических аппарата. Однако из-за недофинансирования она вновь сократилась до ограниченного состава. 18 февраля 1999 года распоряжением президента Бориса Ельцина ГЛОНАСС была определена как система двойного назначения. В декабре 2005 года президент Владимир Путин поручил «Роскосмосу» и Министерству обороны ускорить восстановление орбитальной группировки системы.
Давно ожидаемый законопроект в Думе представлял начальник Генштаба Вооруженных сил, первый заместитель министра обороны Николай Макаров. Сегодня сфера навигации в России никак не регулируется. Новый закон даст федеральному центру полномочия регулировать навигационную деятельность. Документ предлагает оснащать аппаратурой отечественной системы глобального позиционирования военно-транспортные, технические средства, в том числе и военную технику. Документ предусматривает при необходимости создание сетевого федерального оператора для обеспечения единства технологического управления в сфере навигационной деятельности и оказания услуг.
В феврале 2009 года может быть создана национальная компания-оператор, которая на основе частно-государственного партнерства совместно с АФК "Система" возьмет на себя управление коммерческой частью системы ГЛОНАСС. Проект закона не исключает использование отечественной навигационной системы физическими лицами на всей территории России. Ограничение делается только касательно отдельных территорий и объектов, для которых законодательством РФ установлен особый режим безопасного функционирования. Услуги ГЛОНАСС предоставляются физическим и юридическим лицам на безвозмездной основе и без ограничений.
Представители космических войск говорят, что для покрытия всей территории страны и соседей по СНГ необходимо 24 спутника. Полностью они могут быть задействованы в 2010 году. Сейчас на орбиту выведено 17 спутников. После успешного запуска в самом конце 2008 года с Байконура ракеты-носителя "Протон-М" с тремя космическими аппаратами типа "Глонасс-М" число спутников в орбитальной группировке ГЛОНАСС выросло до 20. Как сказал вице-премьер Сергей Иванов, через полтора месяца, когда завершится тестирование систем спутников, они войдут в орбитальную группировку и начнут работу в штатном режиме.
Чтобы навигационный сигнал непрерывно принимался на всей территории России, необходимо как минимум 18 работающих спутников. Начиная с 2010 года будут запускаться по три резервных спутника, чтобы иметь возможность возмещать потери. На обеспечение военной техники системами навигации с 2011 по 2015 год планируется потратить почти 9,5 млрд руб. -- в рамках госпрограммы вооружения. Для обеспечения государственных потребителей в 2011--2015 годах потребуется около 46 тыс. комплектов навигационной аппаратуры и 600 контрольно-корректирующих станций. Это будет стоить казне около 3,5 млрд рублей.
В планах на 2009 год запуск еще шести навигационных космических аппаратов. За это время два аппарата, запущенных более пяти лет назад, выйдут из строя, и к концу следующего года на орбите должно остаться 24 аппарата. «Это позволит нам полностью закрыть навигационным сигналом всю территорию земного шара», -- заявил Сергей Иванов. К концу следующего года будут использоваться только новые аппараты "Глонасс-М" со сроком службы семь лет. На 2009--2011 годы на развитие системы ГЛОНАСС федеральный бюджет выделит 63 млрд руб. В 2010 году в космос планируется запустить первый космический аппарат "Глонасс-К", рассчитанный на десять лет использования.
То есть с космической составляющей системы ГЛОНАСС проблем нет, поэтому основное внимание в предстоящие два года правительство сосредоточит на наземной аппаратуре потребителей, ответственными за которую являются Минпромторг (для госнужд) и АФК "Система" (для коммерческого использования). Второе направление -- электронные карты всей территории Российской Федерации вне зависимости от того, есть там населенные пункты или нет. За это отвечает Министерство экономического развития, а именно остающаяся в его ведении «Роскартография».
Третье направление -- создание систем, которые позволяют значительно повысить точность определения навигационных координат. Отвечает за них Министерство транспорта. Такие системы будут созданы не только для России, но и для некоторых других стран, с которыми подписаны соглашения о сотрудничестве в сфере ГЛОНАСС. Среди основных потребителей, которые активно внедряют ГЛОНАСС -- навигацию в свою деятельность, вице-премьер Сергей Иванов назвал Министерство обороны, Минтранс, Красноярский край, Республику Татарстан, Орловскую и Калужскую область.
В рамках ФЦП "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости" завершен первый этап проекта по размещению базовых станций GPS/ ГЛОНАСС на территории Кировской области.
В январе 2009 года опробование глобальной системы позиционирования начинается на осужденных, не приговоренных к лишению свободы. Им наденут так называемые электронные браслеты, по которым возможно следить за передвижением. Для эксперимента выбраны 220 обитателей колонии-поселения в Воронежской области. Проект осуществляют совместно Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН) и Европейская комиссия по развитию форм и методов психологического воздействия на преступников и контроля над их поведением. Глава ФСИН генерал Юрий Калинин пообещал: в ближайшие несколько лет все категории российских заключенных будут носить электронные браслеты системы ГЛОНАСС.
Во время посещения премьер-министром Владимиром Путиным в минувший четверг подмосковного города Королева выяснилось, что востребованной оказалась система позиционирования и для производителей ракет. Специально для самолетов пятого поколения в корпорации "Тактическое ракетное вооружение", которую посещал премьер (к слову, электронный ошейник системы ГЛОНАСС уже опробовала Кони, любимый лабрадор г-на Путина), разрабатывается многоцелевая ракета поля боя Х-38. Эта ракета будет наводиться на цель посредством навигационных сигналов системы ГЛОНАСС
Николай ПОРОСКОВ