|
|
N°6, 19 января 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Примечательный взгляд
Названы лауреаты конкурса «Серебряная камера-2007»
На протяжении шести лет Московский дом фотографии (Мультимедийный комплекс актуальных искусств) устраивает конкурс на лучший фоторепортаж о столичной жизни. Конкурс очень важен потому, что поддерживает неинтересную жирным глянцевым журналам репортажную фотографию, или street-photography, которая со временем становится бесценным архивом истории.
Парадоксально, но сегодня традиционную репортажность стремятся скорее забыть именно что ради авторских артспецэффектов. Если мы припомним, например, фотолетопись столицы начала XX века, оставленную нам Петром и Ефимом Павловыми, то прежде всего отдадим должное главному для них принципу большой исторической значимости зафиксированных на камеру событий. Тут вам и коронация Николая II, и чтение «Чайки» Чеховым артистам МХТ, и открытие памятника Александру II в Кремле... А если уж Павловы снимали просто город, так это был парадный портрет его: самые выигрышные панорамы, самые глубокие перспективы, самые монументальные здания. В стилистике не наблюдается никакого увлечения модным в то время импрессионистически размытым, настроенческим пикториализмом. Академическая строгость композиций, графическая проработка деталей, отсутствие желания самоутвердиться в приемчиках...
Какой контраст этому «летописному» зрению мы наблюдаем в репортажных фотографиях сегодняшнего дня! В декабре в залах Манежа, благодаря спонсорам -- MasterCard, Volkswagen, Fleming Family &Partners, BSGV -- собрали фотографии о Москве согласно трем сюжетам: «Архитектура», «События и повседневная жизнь», «Лица». В минувшую пятницу в Центре оперного пения Галины Вишневской вручили награды победителям. Общее впечатление от выставки в Манеже: классическая повествовательная оптика сменилась радикальным господством фрагментарного, дискретного, «примечательного» зрения. В этой связи занятна серия работ Тимофея Парщикова. Фото с таинственно светящимися в ночи многоэтажками в далеком районе Москвы служат метафорой окраинного или периферийного взгляда.
Уход от наиболее ценной в исторической перспективе традиционной репортажной повествовательности в сторону фотографии авторского настроения, культа фиксации фактурных примечаний жизненной среды не всегда убедителен. Оставшись во многих случаях без спасительной событийности, фотографы вынуждены брать публику уникальными авторскими приемами и техниками. Предъявить их получается далеко не у всех. Потому многие работы воспринимаются репликами стиля, уже открытого другими признанными мастерами. В том числе и российскими, нового поколения, от Головача до Мухина.
Впрочем, выбор победителей, сделанный жюри во главе с директором Мультимедийного комплекса Ольгой Свибловой, особых протестов не вызывает. В номинации «Архитектура» Гран-при (приз правительства Москвы в размере 5000 у.е.) заслужили новые фотографии исчезающего конструктивизма Саши Ауэрбах. Стильно взятые фрагменты зданий 20-х отпечатаны особым способом с фактурными, винтажными разводами. Они трогают как царапанные и с разводами кадры фильмов первых лет кинематографа. И трогательно то, что именно их выбрало правительство Москвы (под патронатом Юрия Лужкова проходит сам фестиваль), для защиты конструктивизма от гибели не делающее почти ничего. Премии спонсоров в этой номинации получили серии хороших фотографий (их авторы Людмила Зинченко, Маргарита Федина, Михаил Медведев) разнообразных архитектурных фактур старого и нового города.
Победители номинации «События и повседневная жизнь» тоже порадовали высоким профессионализмом, техническим мастерством. Гран-при получил Игорь Маков с сюрреалистической пантомимой жизни московских улиц. Очень понравилась выигравшая приз компании Volkswagen «Демонстрация поколений» Юлии Черновой: картинки с шествий коммунистов и всяких прочих нацболов нарочито проработаны в жесткой полиграфической стилистике советского плаката и старых журналов. Точная по эмоции работа.
В номинации «Лица» Гран-при получили Надежда Филатова и Леонид Фиолетов с серией о дне выпускника «Май 25». Гуляющие в парадных одеждах и лентах с надписью «выпускник» фигуры выхвачены из мрака каким-то странным ярким, но холодным светом. И впечатление, что все это нереально, а пригрезившиеся видения. Такой выходит романтизм: люди на пороге двоемирия, между прошлым и будущим. Наталья Серикова, выигравшая приз MasterCard, запечатлела живописные позы смотрящих телевизор. Точно найденная пластика позволяет полюбить героев серии и сопереживать им эмоционально. Подобное же сочувствие вызывают получившие приз компании Fleming Family and Partners серии Дины Щедринской «Арт-настроения» с хорошими портретами известных деятелей российского артсообщества. Фаворитом Volkswagen и голосовавших во время работы выставки зрителей стал Владимир Мишуков с серией «Дитя». Объектив мастера тактично наблюдает хрупкие, мимолетные состояния эмоциональной жизни подростка в потоке будней обыкновенных. Вот он с девчонками тусуется, вот на витрину глазеет, вот в ванной пене Сэлинджера читает. А здесь перед зеркалом кривляется. И такое доверие к этой истории с ее угловатым, забавным, совсем еще не защищенным героем, что впору сравнить впечатление с просмотром хорошего фильма. Не братья Дарденн, может быть, но все же. Жаль, что далеко не у всех «примечательных» фотографов авторский стиль способен увлечь по-настоящему интересной историей.
Сергей ХАЧАТУРОВ