|
|
N°4, 15 января 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Чтобы не платить налоги
Почему арабский султан отказался от единой валюты
«Сначала лучше было бы сформировать единый экономический рынок, а уже потом претворять в жизнь планы по введению новой валюты», -- так объяснил в интервью «Времени новостей» нежелание своей страны присоединяться к валютному союзу соседей министр экономики Султаната Оман г-н Ахмад бен Абденнаби Мекки (на снимке), курирующий также финансовые и энергетические вопросы. Партнеры Омана по Совету сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ) восприняли эту позицию с пониманием и не изменили своего решения ввести новую валюту к 2010 году. Среди членов Евросоюза также есть страны, отказавшиеся перейти на единую валюту евро: к примеру, свой фунт стерлингов сохранила Великобритания.
Пять из шести членов ССАГПЗ -- Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты, Кувейт, Бахрейн и Катар -- должны подготовить соглашение о введении единой валюты до 12 декабря 2009 года. Принципиальное согласие было достигнуто на совещании лидеров организации, которое прошло в канун Нового года в городе Маскат, столице Султаната Оман.
По словам министра, сохранение собственной валюты -- риала -- позволит султанату гарантировать внутреннюю экономическую стабильность на фоне мирового финансового кризиса: «Наш бюджет на 2009 год исходит из цены на нефть в 45 долл. за баррель, и некоторые планы могут быть пересмотрены в случае ее снижения. Впервые за многие годы бюджет сверстан с дефицитом в более чем 800 млн риалов, что равно около 2,1 млрд долл.». Несмотря на это, султанат, по словам нашего собеседника, "даже увеличивает расходы на здравоохранение и образование". В целом бюджет государства на этот год составит более 16,5 млрд долл. Местная валюта сильнее американской, один риал равен 2,6 долл. Министр настроен оптимистично: «Мы ожидаем улучшения экономической ситуации в мире во второй половине 2009 года».
Министр пояснил "Времени новостей", что государство из-за снижения доходов в этом году задействует свой резервный стабилизационный фонд, объем которого он назвать отказался: «Это государственный секрет». Граждане страны как не платили, так и не будут платить подоходный налог, равно как и многие другие налоги, существующие в других странах. (Некоторые западные дипломаты в шутку называют такую систему в Омане «монархическим коммунизмом».)
Глава государства султан Кабус бен Саид только что призвал всех поставщиков и покупателей нефти найти «основу для обеспечения стабильности цен на нефть» на таком уровне, чтобы они «не ложились бременем для потребителей», но и «не наносили ущерба странам-производителям и обеспечивали условия для их экономического роста». Министерство нефти страны пояснило, что «справедливой» считает цену на нефть в 70 долл. за баррель.
«Мы сохраним привязку нашей валюты к доллару, а не к корзине валют, ведь нефть мы продаем в долларах. Мы заказывали на этот счет исследования сразу у нескольких международных финансовых институтов, и они подтвердили правильность этого решения», -- добавил Мекки. Бюджет Омана, производящего около 710 тыс. баррелей нефти в день, на 75% зависит от нефтяных поступлений, однако еще 10 лет назад эта цифра была еще больше. «Мы диверсифицируем нашу экономику, развиваем туризм, торговые связи, в том числе с Россией», -- сказал «ВН» оманский министр торговли и промышленности Макбуль бен Али Султан. Оман координирует свою экспортную политику с другими поставщиками, но, как и Россия, не собирается вступать в Организацию стран -- экспортеров нефти, где оба государства имеют статус наблюдателя.
Товарооборот России с Оманом сейчас небольшой, по данным российского посольства в Маскате, не более 30 млн долл. в год. «Связи между нашими странами укрепляются. Оманцы сейчас очень хотят развития отношений с Россией», -- сказал "ВН" посол России в Султанате Оман Сергей Иванов. В последние месяцы 2008 года в султанате один за другим побывали московский мэр Юрий Лужков, спикер Совета Федерации Сергей Миронов и гендиректор госкорпорации «Ростехнологии» Сергей Чемезов. По сведениям «ВН», султанат проявляет интерес к российским технологиям по опреснению воды и развитию мирной атомной энергетики.
Елена СУПОНИНА, Маскат -- Москва