|
|
N°4, 15 января 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Лекарство от депрессии
«Вики Кристина Барселона» Вуди Аллена на московских экранах
Если вам надоели слякоть, гололед, кризис, инфляция, девальвация, пробки, газы и глупые шутки на ТВ -- посмотрите новый фильм Вуди Аллена «Вики Кристина Барселона», который выходит в прокат на следующей неделе. И вы поймете, что жизнь вовсе не так плоха, раз вы еще можете получать удовольствие от умного, легкого, грациозного и забавного кино. Единственная проблема -- смотреть, конечно, надо не озвученную, а субтитрованную версию (их показывают в кинотеатрах «Пять звезд на Новокузнецкой» и «35 ММ»). Потому что, сами подумайте, если вместо остроумных англо-испанских диалогов, в фильме исполненных Скарлетт Йонханссон, Хавьером Бардемом, Пенелопой Крус, вы услышите металлические и бодрые интонации безымянных тружеников российского дубляжа -- будет ли это правильно?
Устав от Америки, Вуди Аллен стал снимать в Европе. Три фильма были сделаны в Лондоне, сейчас пришла очередь Испании. Почему он выбрал Барселону? Не знаю, кто был инициатором этой идеи, но известно, что мэрия города вложила в фильм около миллиона евро, а еще полмиллиона выделили региональные власти Каталонии. Меньше 10% бюджета фильма, но и это вызвало недовольство местных налогоплательщиков -- они вовсе не настолько увлечены Вуди Алленом, чтобы просто взять и отдать ему свои кровные... Протестовали и испанские кинематографисты -- они предпочли бы сами снять кино на эти деньги... Власти, принявшие непопулярное решение, объяснялись: дескать, деньги отданы не за так, это инвестиция, вложения окупятся, когда фильм выйдет в прокат, к тому же это такая удивительная возможность сделать рекламу родному городу. Что касается проката, то пока фильм принес на каждый вложенный доллар четыре, но как они там распределяют прибыль? С рекламой тоже не совсем понятно, но, как бы там ни было, Барселона еще в одном качестве вошла в фонд мировой культуры, потому что теперь при упоминании этого города в памяти каждого посмотревшего фильм будет звучать еще и это очаровательно легкое: «Барсело-о-она, Барсело-о-она» -- можете уже сегодня найти в Интернете трейлер и послушать саундтрек Guilia Y Los Tellarini...
Вуди Аллен еще раз доказал, что главное в мастерстве режиссера и сценариста -- это умение так рассказать самую простую историю, чтобы тебя заслушались... Потому что сюжет фильма сам по себе не вызовет никакого интереса, изложи его кто-нибудь другой, но старина Вуди знает: все дело в интонации.
Начинается фильм, как путеводитель: в Барселону приезжают две подруги, обе американки, одна темненькая -- это Кристина (Ребекка Холл), другая светленькая -- Вики (Скарлетт Йоханссон), одна умненькая, другая не очень, одна ищет серьезных отношений, другая -- себя в искусстве, одна собирается замуж и заканчивает колледж, а другая сама не знает, чего хочет... И вот к ним подходит очень интересный мужчина Хуан Антонио (Хавьер Бардем), он художник, он взял у друга спортивный самолет, он предлагает американкам слетать с ним на выходные в Астурию, посмотреть соборы, а потом заняться любовью, всем вместе, разумеется.
Одна из подруг от такого предложения приходит в ярость, но другой оно кажется заманчивым... О сексе можно будет подумать позже («но вам придется меня соблазнить...»), а пока все трое летят в Астурию. Так они и будут -- то уступать, то сопротивляться, то поддаваться соблазнам, то им противиться... В то время как автор (Вуди Аллен не снимается в этом фильме, но ввел в картину некий голос от автора) будет деловито комментировать метания героинь...
Испания, которую олицетворяет Барселона, выступает в фильме символом свободы, творчества, музыки и красоты... В понимании слегка прилежной студентки факультета истории искусств, разумеется. Юной, немного чопорной, мало знающей жизнь, но готовой к приключениям. Мудрый Вуди охотно их ей предоставляет, лишь слегка подсмеиваясь в седую бороду... Вот вам знойный испанский красавец, современный художник, безнадежно влюбленный в свою бывшую жену, но имеющий достаточно нежное сердце, чтобы открыть его всем хорошеньким девушкам... Вот его жена, Мария-Елена (Пенелопа Крус), эдакая Кармен, страстная и безумная, «вихрь с головы до пяточек»... Оба занимаются искусством -- выливая ведра краски на огромные холсты, оба кипят от страсти, оба готовы убить -- ну по крайней мере так кажется робкой американке, мучительно решающей свою проблему: продолжать ли отношения с непредсказуемым любовником или предпочесть надежный семейный тыл и спортивного американца-мужа?
Фигуры американских туристок с их «облико морале» и запланированным любопытством к ориентальным страстям были бы совершенными штампами, если бы не очаровательная и лукавая игра актрис. Ребекка Холл с неподдельной серьезностью исследует собственные переживания, поддается магическим аккордам испанской гитары, размышляет над случившимся с таким важным видом, что невозможно не улыбнуться... Что же касается постоянной звезды всех последних фильмов Аллена Скарлетт Йоханссон, то совместными усилиями они на этот раз из красавицы и героини сделали эдакую нелепую недотепу, которая по определению должна почувствовать симптомы пищевого отравления именно в тот момент, когда мужчина ее мечты языком раздвинет ее уста...
Испанская пара в исполнении Крус и Бардема ничуть не хуже -- тут перца и мускуса ровно столько, сколько снится мечтательным барышням в их девичьих снах. О, эти рокочущие звуки испанской речи, прорывающиеся через английскую: «Дорогая! Говори по-английски!» И какая настоящая, эксклюзивная, в точности исполняющая обещания всех путеводителей и глянцевых журналов «испанскость» в героине Пенелопы Крус: сексуальность этих чувственных губ, этой груди, гибкой талии, этих горящих черных глаз -- как не соблазниться ими холодноватой и, уж признаемся, глуповатой американочке, готовой снова и снова фотографировать и тот ракурс, и этот, и все соборы, и всех детишек...
Вуди Аллен не перестал находить смешное в расхожих представлениях. Источником вдохновения для него по-прежнему служат комплексы и стереотипы восприятия, но теперь скорее всего не его собственные, и потому он относится к ним мягче и, кажется, даже слегка ими любуется. Возраст часто меняет взгляд на окружающий мир, порой человек становится добрее к людям, особенно к молодым, а снисходительность делает юмор мягче, не снижая остроты зрения... Оттого «Вики Кристина Барселона» содержит рецепт легкого и приятного отношения к реальности, которую искусство, в том числе и искусство кинематографа, способно сделать куда более приемлемой, чем любые другие средства.
Кстати, говорят, что настоящая фамилия Вуди Аллена -- Кенигсберг... Может быть, властям Калининграда стоит подумать? Есть ведь и у них немного бюджетных средств, которые можно вложить в рекламу родного города?
Алена СОЛНЦЕВА